Крайне претенциозное кино, неумело замахнувшееся чуть ли не на энциклопедию русской жизни.
Крайне претенциозное кино, неумело замахнувшееся чуть ли не на энциклопедию русской жизни.
Наивный слепой юноша (Шагин), воспитывавшийся сначала дедом (Баринов), а затем отсидевшим отцом (Балуев), неожиданно прозревает и при помощи бритой наголо девушки (Наумова) начинает с опозданием познавать мир. Стилистические бури, за которые первые киноработы клипмейкера Юрия Грымова («Му-Му», «Коллекционер») еще десять лет назад успели как полюбить, так и возненавидеть (второе, справедливости ради, надо сказать случалось чаще), с годами окончательно превратились в легкий сквознячок.
На первый план вырвалась смысловая нагрузка, которая, в отличие от формальных экспериментов, легко уязвима и оставляет не так много пространства для споров. Ну, то есть гораздо проще побрызгать краской на ноты, получившиеся сыграть, и заявить, что эксперимент удался, чем произнести устами героев житейскопатриотический тост и заставить зал прослезиться.
Видно, что автор искренне хотел снять своего «Форреста Гампа» слегка приправленного «Братом 2», но там где Земекис и Балабанов прятались за иронию, картина Грымова буквально огрызается неуместной серьезностью. Отсюда и лобовые метафоры: голубая кабинка биотуалета многозначительно срывается в морскую пучину, телевизор зомбирует, а сам режиссер с немым криком, словно в ожидании неминуемой боли, застывает в кресле у стоматолога.