
Стерильное начало новой трилогии.
Три сотни лет минуло с момента событий фильма «Планета обезьян: Война». Цезарь — примат, освободивший поумневших в ходе утечки опасного вируса собратьев от человеческого гнета, — давно умер. Его потомки в основном мирно живут по законам, что некогда учредил первый правитель обезьян, но кто-то, конечно, использует учение Цезаря для установления местечковой диктатуры. Ной (Оуэн Тиг) — молодой шимпанзе с задатками лидера — дальний родственник Цезаря. Нападение на его клан группой налетчиков заканчивается смертью отца и взятием в плен целого поселения — Ной отправляется на поиски обидчиков. По пути ему встречаются хранитель знаний орангутан Рака (Питер Макон) и девушка Нова (Фрейя Аллан), на удивление обезьян, не потерявшая не только способность внятно говорить, но и мудрость предков.
Важно упомянуть, что во вселенной «Планеты обезьян» люди — деградирующий и вымирающий вид. Грязные оборванцы, утратившие человеческий облик, живут группами, общаются мычанием и жестами и считаются обезьянами существами хуже кабанов. Большинство приматов с ними не контактируют, а те, что объединились в подобие государственного образования, используют людей как рабов. Нова же достаточно интеллигентная девушка, внятно строит предложения и преследует некую цель, тайна которой откроется зрителям ближе к финалу. Впрочем, неожиданного твиста ждать не стоит, события «Нового царства» развиваются довольно банально.
Шаблонность — основной недостаток фильма Уэса Болла. То тут, то там торчат уши других фантастических франшиз, а поселение обезьян, куда Ной и Нова попадают ближе к середине картины, вместе с его правителем-тираном (Кевин Дюран) подозрительно напоминают аналогичный анклав из другого недавнего блокбастера — «Годзилла и Конг: Новая империя». Нельзя однозначно утверждать, что вторичность портит впечатление от просмотра «Планеты обезьян». В конце концов серия фильмов, берущая начало в 1963 году, не может не опираться на накопленный опыт. Что действительно портит «Новое царство», так это абсолютно стерильный подход во всем.
Сопереживать главным героям решительно невозможно. Угроза, которой они противостоят, воспринимается смехотворно, пусть персонажи картины и озвучивают несколько раз ужасные последствия, с которыми предстоит столкнуться и обезьянам, и людям в случае, если миссия Ноя провалится. Нова не успевает запомниться ничем, кроме отрешенного взгляда Аллан, которой то ли некомфортно в рамках своей героини, то ли вовсе неинтересно. Единственный, кто как-то скрашивает печальную пантомиму, — орангутан Рака, способный и шутку вовремя ввернуть, и мудростью поделиться. Но его пребывание на экране, увы, обрывается очень уж резко.
Времена, когда ценился труд Энди Серкиса, подарившего пластику, мимику и голос Цезарю в первой трилогии, безвозвратно канули в прошлое. Технологией захвата движений сейчас никого не удивишь, а потому техническое исполнение «Нового царства» тоже должного впечатления не производит. Напротив, в некоторых сценах графика пестрит «мылом», а лицевая анимация иногда уступает прошлым фильмам серии.
Несмотря на грандиозные планы на новую трилогию, создатели где-то явно просчитались. Сборы «Нового царства» едва покрыли производственные расходы, что подвесит решение о съемках продолжения надолго. У Уэса Болла получился совершенно проходной приключенческий боевик с симпатичными задумками, для полноценного воплощения которых не хватило то ли азарта, то ли смелости, а быть может, и простого понимания, куда история должна двигаться дальше. Хочется верить, что франшиза еще оживет, все-таки наследие Энди Серкиса и Мэтта Ривза достойно большего. Пока же зрители довольствуются вялой критикой тоталитаризма и самой нелепой отсылкой к «Властелину колец».
Мимика Ноа и прочих обезьян продумана и выполнена прекрасно. Вы пишите, что со времен Серкиса это утратило... новизну. Утратило, возможно, но здесь сделано талантливо и круто. По крайней мере, мне очень зашло