Остроумная сатирическая трагикомедия о том, как подружились русский националист и кавказский уголовник
Остроумная сатирическая трагикомедия о том, как подружились русский националист и кавказский уголовник.
Националист Ярик (Алексей Чадов) и кавказский уголовник Нурик (Мераб Нинидзе) одновременно, но независимо друг от друга пытаются ограбить контору восточного «авторитета» Алхана (Сергей Маковецкий). Когда они сталкиваются и дерутся из-за украденного, Ярик случайно убивает Нурика его же собственным ножом. В следующее мгновение он оказывается на катере посреди озера. Выясняется, что Нурика за его грехи назначили ангелом-хранителем и что теперь он, повинуясь приказу из потустороннего мира, должен пять дней оберегать своего убийцу – прежде всего от разъяренного Алхана. Для этого его старенькую карманную видеоигру превратили в мощный телепортатор. Но так как устройство барахлит, оно переносит Нурика и Ярика куда угодно, но только не туда, где они хотят оказаться.
Примитивный черно-белый национализм, готовность равнять целые народы под одну гребенку – это штука страшная. И одновременно страшно смешная. Если судить по сатирической трагикомедии дебютанта Евгения Шелякина, в прошлом телевизионного сценариста. «Ч/Б» изначально задумывался как остросюжетная драма, но комедийный формат его сюжету подходит намного лучше. Потому что над нелепостью ситуации, в которую попадают главные герои, и над абсурдностью поначалу разделяющего их психологического барьера не смеяться невозможно.
Фильмы, в которых герои преодолевают свои предрассудки, часто используют для доказательства их неправоты идеализированных персонажей – маленькую еврейскую девочку, степенного чернокожего старика, нежную рабыню Изауру. В «Ч/Б» такой персонаж тоже есть, но это второстепенный герой, один из множества встречающихся на пути Ярика и Нурика. И старик-фермер с мусульманским отчеством – отнюдь не козырь, которым картина кроет заблуждения Ярослава. Наоборот, этим козырем становится эталонный «плохой кавказец» Нурик – вор, мошенник, наглец и гроза женщин среднего возраста, для которого высший шик – белый костюм и красные мокасины.
Казалось бы, такой герой должен только подтверждать ненависть Ярика к кавказцам, и поначалу так и происходит, что порождает забавные оскорбительные перебранки. Но по мере того как персонажи переживают все более нелепые приключения и как следует узнают друг друга, Ярик понимает, что Нурик – не «зверь» и не «хач», а сложный человек с недостатками и достоинствами. Человек, который искренне переживает из-за своих былых промахов, иногда поступает по совести и, как и Ярик, не любит, когда молодые кавказцы вдруг начинают безо всякой причины танцевать лезгинку – просто для того, чтобы показать русским, что «Кавказ рулит».
С Нуриком тем временем происходит то же самое. В начале картины он не называет Ярика иначе как «Васей» и «фашистом», но постепенно осознает, что его убийца – не особенно умный, но по-своему достойный парень с задатками настоящего мужика, у которого еще есть время не только признать свои ошибки, но и исправить их. Как и Нурик, его невольный напарник – сложный человек, далекий от карикатурного гопничества, и по мере продвижения сюжета к ним обоим проникаешься уважением. Пусть и не таким, какое чувствуешь к по-настоящему героическим персонажам.
Решив доказать свою мысль о том, что ни о ком нельзя судить по его национальности или профессии, картина не останавливается на главных героях. Взять, например, Алхана. Он тоже непрост. Вроде бы обычный «авторитет», жестокий и беспринципный. Однако он носит интеллигентские очки и непрерывно ссылается на философов, писателей и поэтов, как будто проглотил словарь цитат. И преследует он Нурика и Ярика не потому, что они его опозорили и ограбили, а потому, что они украли бесценный литературный артефакт из его домашнего музея. Кажется, на его взгляд, он пытается оказать человечеству услугу, вернуть реликвию тому, кто будет о ней заботиться! И сопровождающие его охранники тоже не так просты, как обычно бывают «шкафы» с угрюмыми физиономиями. И даже провинциальные полицейские, на которых персонажи нарываются, оказываются колоритными людьми с неожиданным хобби.
При всем при этом картина не читает никому мораль. Никто в фильме не встает в позы и не разглагольствует о дружбе народов. Вместо этого главные герои естественно, понемногу и без громких слов развиваются в правильном направлении и становятся друзьями – не как представители кавказцев и русских, а как два человека, две уникальные личности с общими интересами и общим врагом.
Чтобы картина увлекла и тех, кому нет дела до национальных дрязг (хотя кому сейчас до них нет дела?), в ней есть занимательная авантюрно-криминальная линия, несколько трогательных сентиментальных сцен и одновременно патетичный и ироничный хеппи-энд. Хотя, конечно, в первую очередь, «Ч/Б» надо смотреть ради колоритных и талантливых актеров, а также ради потока шуток, гэгов и приколов, часто остроумных, не всегда ожидаемых и обычно с привкусом горечи. Потому что кино, конечно, смешное и позитивное, но все же на мрачную тему.