Фансервис, который мы заслужили.
Британскому писателю Нилу Гейману с голливудскими экранизациями «везет» примерно так же, как Стивену Кингу: число признанных шедевров («Коралина в Стране кошмаров», «Люцифер») пропорционально бездне кассовых и творческих провалов («Как разговаривать с девушками на вечеринках», «Беовульф»). Два главных произведения Геймана — «Американские боги» и «Песочный человек» — также ждала непростая судьба. Адаптация первого не смогла пережить ухода главного креатора Брайана Фуллера, второе находилось в стадии производственного ада десятки лет. Вышедший в 2019 году фэнтезийный сериал «Благие знамения» основан на первой и единственной литературной коллаборации Геймана с другим британцем — Терри Пратчеттом, который скончался в 2015 году. Гейман, наученный горькой долей собственных экранизаций, не горел желанием портить светлую память о близком друге. «Благие знамения» во многом состоялись усилиями покойного Пратчетта — в посмертном письме писатель настоятельно просил Геймана не забрасывать проект. Творческих проблем у первого сезона было множество, начиная с некачественной графики и заканчивая чрезмерной экспозицией. Однако были у сериала и свои бесспорные плюсы, один из них — «британская коммуналка» в лице всенародно любимых актеров Дэвида Теннанта, Майкла Шина, Джона Хэмма, Джека Уайтхолла, Фрэнсис МакДорманд и многих других. Несмотря на низкие зрительские рейтинги и обвинения в оправдании «сатанизма», «Благим знамениям» удалось завируситься и получить «зеленый свет» на второй сезон, производство которого, впрочем, затянулось на целых четыре года.
После не случившегося Армагеддона Кроули (Теннант) и Азирафель (Шин), добровольно отказавшиеся от своих постов в раю и аду, постепенно адаптируются к жизни на земле. Первый все еще слушает Queen, гоняет на старомодном Bentley и угрожает домашним растениям. Второй подсел на сладкий латте и пластинки Шостаковича. Оба то и дело пересекаются в маленьком букинистическом магазине в лондонском Сохо, где продолжают твориться очень странные дела. В один прекрасный день в гости к Азирафелю внезапно наведывается архангел Гавриил (Хэмм) — абсолютно голый и невероятно растерянный, страдающий от обширной потери памяти и привлекающий кучу неприятностей. Представители небесного правопорядка и геенны огненной вновь оказываются в точке конфронтации — Гавриил обладает невероятной ценностью, о которой сам не знает. Демоница Шакс (Миранда Ричардсон) делает все возможное, чтобы добраться до него первой.
Второй сезон «Благих знамений» является свободным продолжением книги Геймана и Пратчетта, в качестве вдохновения для написания сценария Гейман использовал совместные черновики, датированные 1989 годом. В свое время писатели обсуждали возможность второго и даже третьего тома «Благих знамений», но до непосредственной реализации идей так и не дошли. Можно ли считать сюжет второго сезона каноном? И да, и нет. А вообще, каждый решает сам. Гейман взял на себя множество крайне рискованных сценарных решений, за которые его будет любить одна и ненавидеть другая половина фандома. В новых сериях двое старых друзей Гейман и Пратчетт, завуалированные в образах демона Кроули и ангела Азирафеля, путешествуют по волнам исторической и поп-культурной памяти, в которой причудливым образом перемежаются вымышленные и реальные события, библейские мифы и шотландская криминальная хроника. В киновселенной «Благих знамений» лишенная человеческих лимитов дружба Геймана и Пратчетта продолжает жить (несмотря на безвременную кончину второго) и вдохновлять полчище фикрайтеров на очередную волну шедевров с рейтингом NC-17.
Экранный дуэт Дэвида Теннанта и Майкла Шина, который после двух сезонов постковидной «Постановки» стал своего рода брендом, остается душой и сердцем «Благих знамений». Но на этом сюрпризы сериала не заканчиваются: отдельная отрада ждет фанатов «Гарри Поттера», для которых создатели пригласили сразу двух актеров из любимой франшизы: исполнительницу роли Риты Скитер Миранду Ричардсон и Шона Биггерстаффа, сыгравшего капитана гриффиндорской сборной по квиддичу Оливера Вуда. Можно увидеть и камео Марка Гэтисса, создателя сериалов «Шерлок» и «Доктор Кто». Знаменитая «британская коммуналка» продолжает расти, Гейман щедро дарит каждому из актеров заветные пять минут славы, не забывая иронично посмеяться напоследок.
В новом сезоне «Благие знамения» окончательно отходят от литературного истока, ныряют с головой в безудержный постмодернизм, проверяют на прочность чувства верующих и закостенелых консерваторов, создают хаотичные аллюзии на произведения Артура Конан Дойла и Джейн Остин, фильмы «Ноттинг Хилл», «Реальная любовь», «Четыре свадьбы и одни похороны». По большому счету — идут по успешной формуле «Очень странных дел», совмещая поп-культурные референсы с хрестоматийным сюжетом, в котором демон — классический фаустовский персонаж, а ангел не замечает пятен на собственном белом пальто.