Пенсионерская комедия, показывающая через нелепые приключения самого глупого британского шпиона, что Джонни Инглиш сильно постарел, а шутки мистера Бина больше не работают.
Накануне важнейшей встречи лидеров государств Британия подверглась массовой хакерской атаке — парализовано движение транспорта, работа больниц и госучреждений, а сведения о секретном штате службы МИ7 стали достоянием гласности. Чтобы спасти честь страны, руководство разведки вынуждено обратиться к агентам, которые давно вышли на пенсию, в том числе и к Джонни Инглишу, ныне преподающему географию в школе. В поисках хакера опальный шпион, ранее неоднократно спасавший Корону, погружается в мир информационных технологий, виртуальной реальности и искусственного интеллекта, владея лишь старинными средствами времен холодной войны. Но, как обычно, неуклюжесть, помноженная на фантастическое везение, помогают Инглишу одолеть любых противников.
Как нам всем хорошо известно из фильмов, мир постоянно находится на грани катастрофы, а от неминуемого армагеддона нас спасают самоотверженные подвиги специальных агентов, шпионов и сотрудников спецслужб. Обычно проводок у бомбы в последний момент перерезают люди солидные. Но порой выпадают времена, когда Джеймс Бонд замирает в ожидании назначения нового режиссера, Джейсон Борн отходит от дел, а Итан Хант попадает в опалу у собственного руководства. Тогда на авансцену выходит Джонни Инглиш — самый нелепый шпион британской разведки, раз в семь лет отрезвляющий английских аристократов, да и остальной мир своими комическими выходками.
Сюжета фильма не стоит даже касаться, это настолько нелепое лоскутное одеяло, что задумываться над поворотами не имеет смысла — здесь все выстроено вокруг простоватых гэгов, родной стихии Эткинсона. Причем к зрителю здесь относятся как к несмышленому ребенку и предварительно подводят за руку даже к самой плоской шутке. Если сказали, что в машине заканчивается бензин, значит, погоня прервется в самый ответственный момент. Если показали таблетки, которые вызывают прилив бодрости, будьте уверены, Инглиш примет их перед сном и отправится на дискотеку. Если военные просят отключить сотовую связь возле субмарины, как пить дать Джонни инициирует телефоном старт ракет. В промежутке между этим обязательно будет энергичный танец, бурная игра языком и нелепые падения с парапетов, из окон и с крыльца. Мистер Бин, простите, Джонни Инглиш в своем репертуаре.
Однако, если вы помните, в предыдущих частях от полного краха Эткинсона спасали коллеги в кадре. Сперва Джон Малкович с Натали Имбрулья, а затем Розамунд Пайк, Джиллиан Андерсон и Доминик Уэст не давали фильмам скатиться в беспросветный фарс. На сей раз выручать комика призваны очаровательная Ольга Куриленко, играющая русскую разведчицу, бесподобная Эмма Томпсон, взявшая на себя роль недалекого британского премьер-министра, и Джейк Лэси, перевоплотившийся в «злобного Цукерберга», мечтающего захватить мир с помощью цифровых технологий. Вряд ли актеры в будущем станут вспоминать с гордостью данную работу, но задание ими выполнено на твердое «удовлетворительно», глаза от бесконечных глупых ужимок главного героя отдохнуть успевают.
Впрочем, весь фильм непроглядно черными цветами окрашивать не станем, в нем есть определенное обаяние и даже намеки на смысл. Обаяние кроется в великолепных пейзажах юга Франции и утесах Шотландии, показанных с огромной любовью, в легком налете ретро на всем, к чему прикасается Инглиш. Смысл же кроется в не особенно оригинальной идее о том, что цифровой мир отнюдь не так хорош, как старинный «аналоговый». Да, в Британии и Голливуде тоже достаточно консерваторов, которые предпочитают ревущие дизеля экономичным экокарам, наличные деньги пластиковым картам и старый добрый пистолет самому современному смартфону. И это неплохо, ведь будущее невозможно без прошлого, от корней отрываться не стоит, даже когда тянешься к самым светлым перспективам.
Но кто будет грезить о цифровом мире или, наоборот, предаваться ностальгии при виде ярко-красного Aston Martin, когда на экране Эткинсон пытается разделать омара, ест острые орешки, ходит в рыцарских доспехах или погружается в компьютерный симулятор рукопашного боя? Тут нужно либо смеяться до слез, либо нервно ерзать в кресле с мыслью: «Почему я не пошел на „Проклятие монахини“? Там за актеров хотя бы не стыдно…» При всем комическом таланте заслуженного британского актера, Роуэн, очевидно, и сам устал от подобных ролей, а потому «Агент Джонни Инглиш 3.0» смотрится тяжелым наследием, которое хорошо бы оставить в прошлом. Ведь всему свое время, и время пародий на Бонда, очевидно, давно ушло.
С 20 сентября в кино.