Бодрая семейная сказка в лучших диснеевских традициях.
Новый Орлеан, разнузданные 20-е, эпоха джаза. Работящая темнокожая девушка Тиана пытается открыть свой ресторан, но не хватает денег. Для ее состоятельной подруги Шарлотты деньги, напротив, не проблема – не хватает принца. Принц же в образе лягушки околачивается где-то поблизости, мечтая о поцелуе с принцессой: тогда наложенное местным колдуном заклятие должно потерять силу.
Прокатчики всячески заостряют внимание на том, что над мультфильмом трудилась старая диснеевская гвардия в лице Рона Клементса и Джона Маскера, и правильно делают. Вручную отрисованная двухмерная анимация – местами простенькая, местами достойная модного 3D, – именно то, чего ждешь от создателей «Русалочки» и «Аладдина». Хотя для развращенного студией Pixar зрителя стилистика «Принцессы и лягушки» – как музыка с отключенными басами: тоже может быть, но нужно привыкнуть.
Со времен «Аладдина» прошло всего-то 17 лет, а двухмерные персонажи уже кажутся отчаянно плоскими. Зато, определившись с местом действия сказки, к вопросу культурно-исторической аутентичности создатели мультфильма подошли чрезвычайно ответственно. Если реальный город, то воспроизведенный буквально по кварталу. Если джаз, то в исполнении местной легенды Терренса Бланшара. Если волшебство, то процветавшая когда-то в Новом Орлеане магия вуду.
Вообще этот мультфильм, конечно, всем обязан месту: удивительному городу, в котором французская культура тесно сплелась с африканской; городу, где даже устная речь звучит в джазовых гармониях, а расположенные едва ли не в каждом квартале кладбища совершенно никого не пугают. Все лучшие сцены «Принцессы и лягушки» так или иначе связаны с ново-орлеанской карнавальной эстетикой, и можно только пожалеть, что при переходе через российскую границу часть ее потеряется.
Как не прочитается и другой, очень важный для американской аудитории момент: Тиана – первая темнокожая главная героиня диснеевского мультфильма. А папа ее, сколько бы ни отпирался продюсер «Принцессы и лягушки» Джон Лассетер, похож на Барака Обаму. В общем, некоторое знакомство с контекстом сильно помогает увидеть в этом мультфильме нечто большее, чем музыкальное путешествие по дельте Миссисипи.