Шокирующий триллер Алекса Гарлэнда («Из машины») о смерти и профдеформации военных репортеров.
Шокирующий триллер Алекса Гарлэнда («Из машины») о смерти и профдеформации военных репортеров.
Недалёкое будущее. В США идёт гражданская война — от страны отделились 19 штатов. Группа журналистов во главе с Ли (Кирстен Данст) едет из Нью-Йорка в Вашингтон в надежде взять последнее интервью у президента (Ник Офферман) перед свержением.
После отрезвляющего, говорящего и очень смешного хоррора «Род мужской» британец Алекс Гарлэнд посвятил всего себя куда более масштабному и актуальному проекту. «Падение империи» — безжалостный, пронзительный фильм о больном времени и людях эпохи, намеренных последними войти в историю. Герои этого кино — фотокорреспонденты, документирующие привычную жестокость и повсеместную античеловечность. Они не думают о посттравматическом расстройстве и всегда оказываются в эпицентре происходящего. Они почти не чувствуют.
Вдохновившись «Апокалипсисом сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, Гарлэнд освобождает свой фильм от явных антивоенных высказываний, но поразительным, аполитичным образом предвосхищает и обгоняет настоящую повестку. Ему, как и главным действующим лицам, важнее успеть настроить объектив, навести его на горящее тело демонстранта, страны или мира в целом. Постановщик вместе с аудиторией вслепую передвигается по кошмарным лабиринтам осязаемого будущего — настолько туманного, насколько возможно. Пока сепаратистская армия «Западных сил» всё ближе продвигается к Вашингтону, нью-йоркские журналисты, включая Ли, Джоэла (Вагнер Моура) и ветерана газетных дел Сэмми (Стивен Маккинли Хендерсон), решают бросить всё и отправиться в путешествие на 1300 километров — до самого Белого дома. В поездку напрашивается студентка Джесси (Кэйли Спэни), только начинающая путь военкора и снимающая исключительно на плёнку вместо «цифры».
Дисклеймер перед фильмом не зря предупреждает: людям с ментальными (список следует расширить) расстройствами просмотр не рекомендуется. Все два часа Гарлэнд и компания заставят прикрывать лица от разворачивающегося ужаса, откусывать кутикулы, пребывать в состоянии полуасфиксии. Всё ради лучшего, наиболее выразительного кадра: в одной из сцен деревенского сепаратиста попросят встать между двумя медленно умирающими пленниками, в другой — пуля максимально точно изрешетит тело. На войну реагируют по-разному, и Гарлэнд хирургически точно демонстрирует все грани кризисного состояния общества. Обезумевшие военные под руководством Джесси Племонса в красных очках засыпают ров трупами и ратуют за чистокровность. Пребывающие в добровольном неведении продавцы салонов-магазинов с одеждой лениво перелистывают каталог («Мы просто стараемся об этом не думать»). This is America, пел Чайлдиш Гамбино. Теперь это все мы, возражает Гарлэнд.
Со времён «Меланхолии» Данст не выдавала более трагичной, восхитительной работы. Её героиню зовут Ли не случайно — прямое совпадение с Ли Миллер, первой из фотографов побывавшей в концлагере Дахау. Усталость героини, атрофированность её эмоций напоминают о себе ближе к финалу, на пороге Белого дома, с проявлением панических атак. Ли является для Джесси примером вдохновения — за трансформацией девушки мы тоже наблюдаем в режиме реального времени. После прямо противоположной «Присциллы» Софии Кополлы Спэни стремительно пополняет резюме и становится одной из главных актрис поколения (убедимся с предстоящим спин-оффом «Чужого»). Моура давно заслуживает карьеры своего коллеги по сериалу «Нарко» Педро Паскаля: он выдаёт оглушительный, беспощадный к себе и зрителю перформанс.
Изначально локализаторы попытались назвать фильм «Падение США», однако A24 такую вольность не разрешила. Фильм действительно имеет куда большую площадь охвата, распространяется как вирус или роковое предзнаменование, но рассказывает в первую очередь о людях безотносительно нации. Гарлэнд, напугавший всех своим уходом из режиссуры, не видит смысла в причитаниях над разлагающимися останками человечества, поэтому наглядно демонстрирует этот малоприятный процесс гниения. Его почти документальный подход практически лишён сантиментов, но в то же время позволяет найти надежду. Если нам «посчастливилось» жить в период всё чаще распадающихся внешних и внутренних империй, то ответ и совет Гарлэнда: идти и смотреть, фиксировать, запоминать и передавать.