Не успел закончиться август, а голливудские аналитики уже подвели неутешительный итог – в 2016 году большая часть высокобюджетных проектов либо провалилась в прокате, либо не оправдала надежд своих создателей
Классический фильм Акиры Куросавы «Телохранитель» с Тосиро Мифуне в главной роли – неоспоримая вершина творчества и режиссера, и актера. Может ли быть ремейк лучше этой легендарной картины 1961 года? Пожалуй, нет. Но в том и фокус, что «За пригоршню долларов» Серджио Леоне – это не прямая переделка, а скорее размышление на тему. Но безумно талантливое при этом и бесконечно красивое. Лента Леоне сделала молодого Клинта Иствуда звездой, пончо его персонажа стало культовым, а почти полное отсутствие диалогов придало персонажу таинственности. Сам Иствуд затем возвращался к подобным образам неоднократно, но были у стрелка и другие последователи – «Безумный Макс», «Джанго» и даже «Драйв» в какой-то мере выросли из того самого пончо одиночки с пистолетом.
Долгое время Джон Карпентер не соглашался браться за ремейк одного из самых любимых своих сайфай-триллеров «Нечто из иного мира», снятого, по слухам, самим Говардом Хоуксом, ведь ему лента казалась почти идеальной. Но затем Карпентер понял, что хотел бы изменить – ему не нравился монстр, слишком явно напоминающий человека в нелепом костюме. Обратившись к первоисточнику – рассказу Джона Кэмпбелла «Кто идет?», – знаменитый постановщик оперся на способность инопланетного монстра имитировать иные формы жизни и сделал грандиозный шаг для всего кинематографа в области дизайна и спецэффектов. Хотя лента не имела бешеного успеха в прокате, о ее влиянии на мировоззрение заявляли Чак Рассел и Квентин Тарантино, а жанровая завязка «несколько человек, запертых с монстром в изолированной среде» стала основой многих неплохих лент.
Оригинальный одноименный фильм 1932 года уже упомянутого нами режиссера Говарда Хоукса сегодня мало кто помнит, но для своего времени «Лицо со шрамом», в котором главную роль сыграл Пол Муни, стал безусловно знаковой картиной. Из-за обилия экранного насилия лента имела проблемы с цензурой, но после выхода на экраны была названа критиками одной из лучших гангстерских лент начала прошлого века. Вдохновленные картиной Оливер Стоун и Брайан Де Пальма замахнулись, казалось, на святое, но их криминальная драма «Лицо со шрамом» с Аль Пачино в роли амбициозного кубинского гангстера заткнула за пояс прародителя. Сцены из этого фильма стали культовыми, диалоги разошлись на цитаты, влияние картины чувствуется в «Гангстере» и «Нью-Джек-Сити».
Оригинальная версия «Мухи» 1958 года сейчас смотрится довольно смешно, хотя сцену схватки с пауком даже сегодня не отметить нельзя. Картина Дэвида Кроненберга – уникальное переосмысление, блистательная многогранная история, которая даже при всем совершенствовании спецэффектов остается знаковым кинопроизведением и одной из лучших работ мастера. Линия заботы о неизлечимо больном делает «Муху» Кроненберга куда более глубоким фильмом, чем оригинал, а уж о значении для потомков и говорить нечего. «Район № 9», «Невидимка» даже «Человек-паук» – во всех этих лентах есть ДНК «Мухи», но, в отличие от сюжета фильма, это генетическое вкрапление не уничтожает потомство, а делает его сильнее.
Поклонникам кино известно, что «Схватка» – это продукт многолетнего труда режиссера Майкла Манна. Долгое время режиссер искал способ запустить фильм в производство, в какой-то момент сдался и согласился на сериал, но и на ТВ идею пришлось, существенно сократив, обратить в фильм «Сделано в Лос-Анджелесе». Не стоит и говорить, что лента осталась незамеченной, а вот кино, которое Манну наконец удалось снять в 1995 году, стало одним из самых значимых криминальных боевиков эпохи. Эпический сюжет, блистательные актеры и по сей день непревзойденная сцена уличной перестрелки – «жар» (именно так переводится оригинальное англоязычное название ленты) от «Схватки» чувствуется до сих пор. «Мальчики-налетчики», «Ронин», «Путь оружия», да даже «Темный рыцарь», черт возьми, – каждый из этих фильмов по-своему вдохновлен «Схваткой». Даже сам Манн не стесняется копировать собственные находки, но, увы, безуспешно.
Производство «Идентификации Борна» Дага Лаймана было сопряжено с таким количеством проблем и трудностей, что к моменту выхода фильма на экран студия Universal думала лишь о том, чтобы не слишком провалиться в прокате, даже не замахиваясь на франшизу. Результат превзошел ожидания – Борн задал важный тренд на реалистичность экшена, без которого современное кино представить невозможно. Разумеется, одноименный телефильм 1988 года никто и вспоминать не стал, старомодный боевик о забывчивом шпионе в исполнении Ричарда Чемберлена сейчас может лишь вызвать улыбку. Другое дело – современный Джейсон Борн, это один из самых влиятельных героев современности: на него ориентировался «перезапуск» бондианы с Дэниелом Крэйгом, энергичная ручная камера стала визитной карточкой десятков боевиков, а быстро принимаемые решения – неизменные спутники любого комикс-персонажа, от Темного рыцаря до Капитана Америка.
Японский «Звонок» – фильм, безусловно, культовый, однако слишком специфический. Он медлительный, в нем много отсылок к японской культуре и традициям. При всем том, что сцена, в которой мрачная девочка с длинными черными волосами вылезает из телевизора, одна из самых страшных в истории хоррора, остальное мало трогает зрителя. Нужно отдать должное Гору Вербински – он не просто перенес сюжет «Звонка» с Востока на Запад, он сделал характеры глубже, он добавил мотивации, он во всем переиграл оригинал. Успех «Звонка» послужил спусковым крючком для лавины ремейков джей-хорроров и ужастиков из Кореи и Таиланда, голливудское зло получило новый окрас, волна интереса всколыхнула даже индустрию видеоигр. Сейчас тренд на спаде, но ремиссия вполне возможна.
Заслуги Джорджа Ромеро неоспоримы – в 1978 году своим «Рассветом мертвецов» он фактически открыл новый жанр, объединяющий социальный подтекст с массовой экранной жестокостью и насилием. Зак Снайдер своим одноименным ремейком оживил топчущееся на месте два десятка лет зомби-кино и раздул новый пожар интереса к ожившим мертвецам. Часть лавров по оживлению жанра, конечно, принадлежит «28 дней спустя», но именно Снайдер превратил зомбаков из медлительных трупов в стремительных монстров. Сегодняшнюю аудиторию смело можно называть «зомбированной» Снайдером – от «Ходячих мертвецов» до «Войны миров Z» все идут по дорожке ремейка «Рассвета мертвецов». Ромеро снял шедевр, спорить не станем, но фильм Снайдера оказался много более влиятельным.
Можно стесать в кровь языки, споря о том, какой из фильмов лучше – оригинальная гонконгская «Двойная рокировка» или западный ремейк Мартина Скорсезе «Отступники». Обе армии фанатов имеют аргументы в пользу своих «любимчиков», и ввязываться в такое противостояние себе дороже. Но нельзя не признать, что Скорсезе, отрядивший Леонардо Ди Каприо и Мэтта Дэймона работать под прикрытием в криминальной банде и полиции соответственно, всколыхнул интерес к жанру триллера – что и было отмечено долгожданным для режиссера «Оскаром». Горячая волна шпионов и спецагентов была моментально подхвачена: «Гангстер», «Короли улиц», «Город воров», «Совокупность лжи» – где бы были эти проекты, не случись и не получи лестные зрительские оценки «Отступники»?
Триллер Фрэнсиса Лоуренса – не совсем ремейк, эта картина просто оказалась третьей в ряду экранизаций одноименного романа знаменитого Ричарда Мэтисона. Удачно сотканная атмосфера ленты, уверенная игра Уилла Смита, поразительные пейзажи пустого мегаполиса и небесспорные, но вполне впечатляющие спецэффекты дают нам возможность ставить «Я – легенда» выше «Последнего человека на Земле» 1964 года и «Человека Омеги» 1971-го. Визуальный язык «Легенды» с 2007 года стал эталоном постапокалиптики – «Книга Илая», «Дорога», «Война миров Z» и даже «Голодные игры» того же Лоуренса копируют пустые улицы городов едва ли не один в один с Нью-Йорком Роберта Невилла, героя Смита.