Финальная серия фильма о Мальчике-который-выжил.
Напомним, что Дары Смерти – это могущественные артефакты общим числом три штуки: бузинная палочка, камень, воскрешающий мертвых, и мантия-невидимка. Обладатель всех трех вроде как становится Повелителем смерти, но это малосущественно. Вопреки своему названию вторая часть "Гарри Поттера и Даров Смерти" посвящена спешному собиранию оставшихся крестражей (других артефактов, в которые жадный до бессмертия Волан-де-Морт заключил свою душу) и так называемой Битве за Хогвартс, что должна положить конец всему. Последнюю злодей закатывает, как раз таки прознав про квест трех юных волшебников, планомерно уничтожающих его черную душу…
В идеальном мире, где нет "торрентов" и оцифрованных книг, новый и финальный фильм про Гарри Поттера должен был увеличить продажи DVD с предыдущими частями до значений поистине космических. И дело тут не в "ажиотажном" спросе, какой неизбежно провоцируют расклеенные по городу афиши: даже явившись на показ к трейлерам, что показывают до сеанса, ты заканчиваешь первые десять минут просмотра с ощущением, что опоздал где-то на час и упустил все самое важное. Для человека непосвященного все эти крестражи с бузинными палочками, что с первой минуты сыплются на его голову подобно сокровищам Беллатрисы (а те едва не хоронят вторгнувшегося в сейф Поттера заживо), должны показаться и вовсе несусветной ересью. Впрочем, это уже допущение совсем вольное: легче представить мир без "торрентов" – нежели без людей, хотя бы в общих чертах не знакомых с "поттерианой".
Тем более десяти минут вполне хватает на то, чтобы мозг запустил свои шестеренки и происходящее на экране связалось с теми воспоминаниями о десяти годах нашего общего книжно-экранного знакомства с Поттером. Эпос, мрак и рок, нависающие над башнями Хогвартса вместе с защитным полем и фраппированными дементорами, – все это неизбежно захватывает даже самых больших скептиков, будь то во имя или вопреки. Любой же не к месту захихикавший зритель и вовсе рискует схлопотать от соседа подзатыльник – ибо не гоже ржать, когда вершится история.
И понятно, что нареканий к "поттериане" по-прежнему много. Тут вам и огрубевший Рэдклифф, и погрузневший Гринт, и вовсю позирующая для обложек Vogue Эмма Уотсон, что имели наглость повырастать из очаровательных детишек, однажды отобранных для съемок "Философского камня". Пафос, поза и полное отсутствие самоиронии, какими неизбежно болеют все истории про глобальную борьбу добра со злом. А что уж говорить про несчастного Дэвида Йейтса, руководящего франшизой последние несколько фильмов. Он же кастрирует сюжет и вообще не Альфонсо Куарон, чьим "Узником Азкабана" всех режиссеров франшизы попрекают вот уже семь лет.
Другое дело, что оценить работу Йейтса сколько-нибудь объективно уже на самом деле невозможно. Его фильмы действительно неидеальны: скомканные в одних эпизодах, "Дары…" неизбежно провисают в других, а финальная битва с Волан-де-Мортом кажется бесконечно долгой уже хотя бы оттого, что мы все заранее и наизусть знаем развязку этой катавасии и видели первые ее кадры еще полгода назад. В этом, вероятно, и состоит главная йейтсова проблема.
Ворочая огромными бюджетами и, в целом, невероятно объемным кинопроизводством, он все равно рассказывает историю, которая больше него самого и, главное, больше, чем выбранный для нее двух-с-половиной-часовой экранный формат (да, в общем, и больше чем формат пятичасовой – ведь обе финальных части на самом деле снимались одновременно и по одной книге). Так что хочется просто выразить ему благодарность за то, что он сумел удержать эту расхристанную птицу-тройку в ее неровной колее и даже довел до финала, потрепанную, но еще очень бодрую. Настолько бодрую, что и не верится: а это ведь и все.