Десять лет назад ходивший в "многообещающих", автор "Шестого чувства" М. Найт Шьямалан временно отказался от мистических триллеров, экранизировал детский фэнтезийный сериал -- и окончательно закрепил за собой титул "главного разочарования 00-х".
В мире, населенном народами четырех стихий, не все спокойно. Для начала, это уже мир, населенный народами трех стихий: воинственные "огнеметы"-захватчики прослышали, будто в народе Воздуха вот-вот родится уникальный в своем роде маг Аватар, умеющий управлять четырьмя стихиями, и, не вникая в детали, всю нацию вырезали. Но прошло сто лет, и, однажды отправившись ловить тюленя, "водяные" Катара и Сокко отыскали во льдах мальчика по имени Аанг. Лысенький и крепко промерзший (за сотню-то лет!), он оказался тем самым Аватаром, удравшим от своих аккурат накануне "аватарьей" инициации и только благодаря этому спасшийся. Теперь Аанг, как это часто случается с мальчиками, которые выжили, должен помешать жадным до власти "огнеметам" и восстановить между народами гармонию.
Когда на экраны вышло "Шестое чувство", его автора М. Найта Шьямалана объявили чуть ли не самым многообещающим режиссером в Голливуде – и десять лет спустя, когда его "Повелитель стихий" уже удостоился сомнительного звания "Самого раскритикованного фильма года", можно смело утверждать, что обещаний своих улыбчивый индус так и не сдержал.
Многие ждали, что именно "Повелитель", дорогая и красочная экранизация детского сериала студии Nikelodeon, станет для Шьямалана своего рода "камбеком" после двух его последних провалов – также разнесенных критикой "Девушки из воды" и "Явления". В конце концов, студия не даст ему пустить свои миллионы на ерунду, – держали мы пальцы. Но Шьямалан таки извернулся, и снял экранизацию не то, чтобы даже бездарную, но ошеломляющую в своей наивности и легкомысленности, с какой автор ее неглижирует всеми составляющими понятия "хорошее кино". Собственно, как раз-таки последовательность, с какой режиссер этими составляющими пренебрегает, и заставляет подозревать за ним не столько бездарность, сколько тайный умысел, суть которого непостижима.
Вытравив из головы общее недоумение и отдельные реплики типа "брат и принцесса сразу понравились друг другу", можно, тем не менее, довольно продолжительно развлекать себя поиском объяснений. Например, обязанный идеей экранизировать сериал своей 12-летней дочери, режиссер снимал, безусловно, кино детское. Кроме этого, получив на гора упомянутые миллионы, а вместе с ними и беспрецедентную для себя возможность нарисовать ледяные города и цунами в полный рост, Шьямалан мог несколько увлечься визуальной стороной дела, что просто позабыл о существовании героев и какой-то там между ними системы отношений. Наконец, вся история могла понадобиться ему, чтобы сублимировать внутреннюю агрессию, выведя буддистов-индусов главными злодеями – представителей нации огня тут играют одни соотечественники Шьямалана, выряженные под древне-римских легионеров, а за Дева "миллионер из трущоб" Патела в роли принца Зуко и вовсе можно прости режиссеру все. Включая убийство кинокритика в "Девушке из воды".
Так или иначе, единственно правильного ответа на то, что же стало с парнем, который снял "Шестое чувство", "Таинственный лес" и "Неуязвимого", нам не найти. Но не будем терять надежду, что однажды он все-таки перестанет досматривать за своими детьми их сериалы, позовет хорошего сценариста и, прекратив эксперименты над зрительским терпением, снимет… ну хотя бы "Неуязвимого 2". В конце концов, ходили такие разговоры.