
Дедовский космос.
Вес франшизы Dead Space в игровой индустрии вполне сопоставим с влиятельностью «Чужого» в кино. Поэтому идея перезапуска культового sci-fi проекта в эпоху эпидемии ребутов всего на свете — решение легкое, логичное и бизнес-ориентированное. Гораздо сложнее выбрать, что именно сделать с интеллектуальной собственностью: бережно переносить в ладошках каждый пиксель из оригинала в ремейк или снести старую избу бульдозером, чтобы по этому адресу построить обелиск из стекла и бетона. Владельцы Dead Space выбрали первый вариант и, кажется, промахнулись.
История о группе космических спасателей, которые попадают в ловушку, отправившись на помощь к большому и очень молчаливому кораблю — это суровая классика научно-фантастического жанра. Именно поэтому оригинальная игра 2008 года получила культовый статус практически мгновенно. В ней, как в профессиональном голливудском блокбастере, идеально соблюден жанровый рецепт, сценарное золотое сечение.
Dead Space отыгрывает прелестное маленькое соло на всех мыслимых струнах человеческой психики. Любопытство: что же случилось с командой? Страх: беспросветная тьма коридоров с карикатурными гипертрофированными тенями. Амбиции: может ли один маленький механик одолеть бесконечное, влажное и когтистое зло? Мистицизм: это ты, господи? Сомнения: все далеко не так, как кажется. Наконец, агрессия: уже умрите, мерзкие членистоногие твари.
Motive, карманная студия гигантской Electronic Arts, тоже справилась со своей задачей на отлично. Канадские разработчики выступили как профессиональные реставраторы, ничего не сломали и почти ничего не добавили. Новый движок позволяет любоваться каждой спайкой на знаменитом скафандре Айзека Кларка, каждой каплей крови на потолке, каждой кишкой в чьем-то ботинке. Здесь же блестящая работа осветителя: без мастерски выставленного света даже скользкие коридоры космического корабля USG Ishimura не пугали бы так зубодробительно.
Единственное важное изменение, которое позволила себе Motive Studios — это дар речи главного героя. В оригинальной игре у Айзека не было ни единой строчки диалога, но в версии 2023 года великий немой заговорил. С одной стороны, озвучивание было неизбежным: солидный бюджет ремейка и требования современных игр не оставляют места для протагонистов-молчунов. С другой стороны, инженер Айзек Кларк мертвецки спокоен даже в ситуациях, когда давно пора орать во всю глотку — и вот это действительно странно.
Кричать за Айзека приходится игроку. Довольно примитивный геймплей Dead Space целиком построен на засадах, которые монстры и разработчики организуют практически за каждым углом. Даже оказавшись в абсолютно пустом помещении, расслабляться не следует: лампы освещения обязательно погаснут, вентиляционные люки откроются, и пока игрок в свете подствольного фонарика беспорядочно палит по бегущим на него костлявым космическим зомби, самый мерзкий и влажный из них возникнет из ниоткуда за спиной и нежно возьмет инженера за горло.
В эти ключевые моменты решение сделать ремейк максимально похожим на оригинал подводит Dead Space. За прошедшие 15 лет ритм геймплея возрос многократно, и вооруженный огнеметом Айзек Кларк ощущается скорее не способным прикурить пенсионером с зажигалкой в трясущейся руке. Осознанно скопированные из старой игры повадки протагониста — скорость поворота, движений, бега — слишком медлительны, слишком скованы, слишком неуклюжи. Интеллектуально неловкость можно объяснить ограничениями движений в скафандре, но на уровне нейронов и спинномозговой жидкости Dead Space просто безнадежно устарел как игра.
В результате ремейк не спасли ни общие улучшения в интерфейсе и RPG-элементах, ни новый графический движок, ни культовый статус франшизы. Переделывать вторую часть Dead Space корпорация Electronic Arts отказалась, и вряд ли выделит бюджет на производство новой четвертой. Айзек Кларк, как и Эллен Рипли, может вздохнуть спокойно. Больше никакого Гигера.