Новая российская комедия «Килиманджара» – это романтико-криминальный фарс о русской невесте, у которой пропал жених-азербайджанец
Как часто мы видели на экране столицу Азербайджана в советском кино? Чаще, чем могло показаться. Баку не только играл самого себя в азербайджанских фильмах, но и подменял зарубежные города в таких знаменитых «столичных» лентах, как «Человек-амфибия» и «Бриллиантовая рука». Его старая застройка казалась вполне адекватной заменой Буэнос-Айреса, Стамбула, Тегерана и других южных городов.
Казалось бы, востребованность Баку в кино говорила о его значимости в СССР. Но скорее она свидетельствовала о том, что виды Азербайджана не были общеизвестны. Никто бы не решился выдать за иностранную столицу Красную площадь или Дворцовую набережную. Баку же был периферией, и узнать его улицы могли лишь те, кто там жил или кто часто там бывал.
Вообще, положение Азербайджана в СССР было двойственным. Он был очень важен экономически – хотя бы потому, что бакинская нефть была кровью советской промышленности и транспорта, не говоря уже об армии. Без нефтяников Баку не было бы победы в Великой Отечественной войне.
В культурном плане, однако, советский Азербайджан был куда менее значим, чем, например, Грузия. Его литературой, как новой, так и классической, не зачитывались, его фильмы почти не становились «долгоиграющими» хитами, и лишь его музыканты отдувались на эстраде за всю национальную культуру. Азербайджан жил и процветал, но в значительной мере был «вещью в себе». Даже азербайджанская кухня была не столь популярна, как кухни многих других советских народов.
Поэтому, когда СССР распался, уход Азербайджана в самостоятельное плавание не стал таким болезненным, как «развод» с Украиной, Белоруссией, Арменией, Грузией. Баку не был в полной мере «нашим», и потерять его было неприятно, но не тяжело. По крайней мере для тех, кто не был связан с Азербайджаном семейными, дружескими, профессиональными интересами.
Культурно размежеваться в таких условиях было нетрудно, и это в значительной мере произошло. Мы могли бы вовсе забыть об Азербайджане, если бы он не был важным игроком на рынке нефти и газа и если бы в результате политических и экономических пертурбаций у нас не образовалась огромная азербайджанская диаспора в сотни тысяч человек (по неофициальным оценкам – около миллиона). А ведь есть еще наши «исконные» азербайджанцы на территории Дагестана, где их язык – один из значимых и официально признанных…
Россия и Азербайджан могут существовать порознь и лишь минимально взаимодействовать в сфере культуры, но хорошая ли это идея? Какими бы разными мы ни были, мы были и остаемся соседями. А с соседями лучше дружить, если нет необходимости с ними воевать. В мире кино это особенно очевидно, поскольку массовое искусство сильно выигрывает от возможности снимать в живописных и «экзотичных» краях, от совместного финансирования и от общего проката.
Вот почему в этом году Баку возвращается на наши большие экраны. «Килиманджара» сочинена в России, снята отечественной постановщицей Екатериной Телегиной («Привычка расставаться», «Елки 3»), и в основных ролях заняты российские звезды: Ирина Старшенбаум, Павел Прилучный, Максим Виторган, Мария Смольникова и другие. Однако придумали и отчасти спродюсировали картину азербайджанцы – братья Таир и Джабар Имановы, известные по знаменитой команде КВН «Парни из Баку», которая блистала в начале 1990-х. Теперь у них собственный комический театр.
Показательно, что Таир Иманов заручился поддержкой на высшем уровне. В «Килиманджару» вложился Фонд Гейдара Алиева, который возглавляет Лейла Алиева – старшая дочь нынешнего главы Азербайджана Ильхама Алиева. Для азербайджанцев это не только межнациональная комедия, но еще и полнометражная реклама Баку и других колоритных уголков страны, которые могут привлечь российских (и не только) туристов и кинематографистов.
Пять лет назад уже была попытка напомнить нашей публике о существовании Азербайджана. Но картина Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой! 1919» (сиквел популярной ленты 1981 года «Не бойся, я с тобой!») получилась откровенно неудачной. В России ее мгновенно забыли, а в Азербайджане ее вспоминают с горькой усмешкой. «Килиманджара» – кино совсем иного плана. Оно не ностальгирует по советскому прошлому и не окунает зрителей в историю. Это современная лента с актуальными актерами, которая рассказывает о нынешнем Азербайджане со всеми его красотами и причудами. Авторы фильма говорят, что ориентировались на молодежь, которая, возможно, вовсе никогда не задумывалась о том, что у России есть южный сосед.
Это куда более перспективный подход, чем в картине 2013 года. Но только интерес публики или его отсутствие определит, стоила ли игра свеч. Хотя, откровенно говоря, налаживать международные связи полезно даже через «не могу» и с финансовыми потерями. Все лучше, чем, ничего друг о друге не зная, смотреть через границу со страхом и точить штыки. И у России, и у Азербайджана достаточно проблем, чтобы не создавать новые и не усугублять старые.