Хранение денег – работа ответственная и связанная с многими рисками. Мы вспомнили несколько фильмов, где банк становился ключевым местом действия, а банковским служащим пришлось особенно нелегко
«Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть…» – говорил сорок лет назад персонаж Леонида Куравлева в классическом фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая. Хранение денег – работа ответственная и связанная с многими рисками. Мы вспомнили несколько фильмов, где банк становился ключевым местом действия, а банковским служащим пришлось особенно нелегко.
Если в России празднование Нового года невозможно представить без традиционного телепоказа «Иронии судьбы» и «Карнавальной ночи», то американцев в канун Рождества и Нового года обязательно потчуют «Этой замечательной жизнью» Фрэнка Капры, жизнеутверждающей картиной о том, как наши поступки меняют мир к лучшему даже незаметно от нас самих. На главного героя в течение жизни свалилось немало проблем, но последней каплей в чаше терпения стали жесткие требования местного банкира. Именно финансовые проблемы и подвигли персонаж Джеймса Стюарта на самоубийство. Благо, на его пути встретился ангел-хранитель, и жизнь спасший, и сквалыгу-банкира приструнивший.
В 1994 году «Маска» Чака Рассела выстрелила в десятку сразу по нескольким целям – открыла комедийный талант самого режиссера, сделала суперзвездой Джима Керри, представила зрителям будущую любимицу публики Кэмерон Диаз, а денег со зрителей собрала столько, сколько студия не могла представить даже в самом радужном сне. Все мы помним Джима Керри в блистательном зеленом гриме и широкополой шляпе, но не стоит забывать, что до встречи с магическим артефактом его персонаж был простым банковским клерком. Пользуясь магией, Стенли Ипкисс не только превращается из незаметной «серой мыши» в обольстителя, но и грабит собственный банк. Не стоит пренебрегать маленьким человеком!
Ограбление банка – вообще один из излюбленных сюжетов в кино. Сколько раз мы видели на экране, как отчаянная группа злоумышленников самой разной степени подготовки врывалась в здания банков с криками: «Это ограбление!» И даже если первоначально им удавалось скрыться с награбленным, затем блюстители закона непременно настигали бандитов и жестоко карали. Считаные разы в кино были показаны идеальные преступления, которые не удалось раскрыть ни по горячим следам, ни при дальнейших кропотливых поисках. Среди таких лент мы выбрали картину Спайка Ли «Не пойман – не вор», драйвовый криминальный триллер с невероятным подбором актеров: от Джоди Фостер и Уиллема Дефо до Дэнзела Вашингтона и Клайва Оуэна.
Говоря об ограблениях банков в кино, никак нельзя не упомянуть открывающий эпизод «Темного Рыцаря» Кристофера Нолана. Банда криминального гения по кличке Джокер в масках клоунов совершает дерзкое ограбление, а затем, следуя коварному плану главаря, просто уничтожает друг друга, не оставляя следов преступления или каких-то ниточек, ведущих к новому королю мрачной стороны Готэма. Фильм стал одним из успешнейших в истории мирового кино как в денежном эквиваленте, так и по отношению к нему зрителей и критиков, а персонаж, сыгранный Хитом Леджером, стал культовым. И сколько бы раз вы ни пересматривали фильм, первая сцена в банке непременно будет вас зачаровывать, словно вы видите ее впервые.
Как мы уже вспомнили, отказ в кредите может послужить толчком к самоубийству нуждающегося. Но героине хоррора Сэма Рэйми «Затащи меня в ад» Кристин пришлось столкнуться с другой реакцией со стороны обиженного отказом клиента банка. Отказав в продлении ссуды старухе-цыганке, персонаж Элисон Ломан становится жертвой страшного проклятия. Когда в 2000 году Рэйми взялся за экранизацию комиксов о Человеке-пауке, никто и не думал, что его увлечение подростковыми приключениями затянется почти на десять лет. Поклонники, изрядно заскучавшие по кошмарикам и специфическому черному юмору режиссера, были вознаграждены триумфальным возвращением Рэйми, а заодно вынесли для себя правило никогда не скупиться при встрече с колдуньями.
Кошмар может поджидать не только банковских служащих, отказывающих в кредите, но и простых пользователей банка, если они оказываются запертыми в будке с банкоматом посреди загородной парковки, вдали от больших дорог и жилья, а на улице их поджидает маньяк. Камерная история о таинственном безжалостном убийце, скрывающем свое лицо под капюшоном, разыгранная тройкой молодых, но запоминающихся актеров – Элис Ив, Джошем Пеком и Брайаном Герати, – хоть и не стала кинотеатральным хитом, но поклонников жанра изрядно позабавила. А заодно заставила еще раз повнимательнее изучить окрестности своих привычных мест снятия наличности на предмет присутствия кровожадных психов.
Мы старательно обходили стороной магические способы ограблений банков, но в фильме, целиком и полностью построенном на искусстве иллюзии и манипулирования вниманием, этого избежать невозможно. Иронический триллер Луи Летерье «Иллюзия обмана» вводит нас в мир фокусников, иллюзионистов, гипнотизеров и ловкачей-эквилибристов, объединившихся с целью наказать миллионера, построившего свое состояние на бедах и страдании других людей, и банк, незаконно присвоивший себе деньги своих вкладчиков. Бодрое повествование, замечательные актеры, юмор и экшен заслужили признание зрителей, но, как и остальные представленные нами фильмы, «Иллюзия обмана» так и не дает ответа на вопрос, где и как хранить деньги, если они у вас есть.