Возможно, лучшая российская комедия последних лет – смешная, энергичная, самобытная, колоритная
Митя (Ефим Петрунин) – молодой провинциал, пытающийся зацепиться в Москве. Совершенно случайно он подписывается на свадьбу с дочерью богатого бизнесмена, но тут есть одна закавыка – вообще-то Митя женат, только его жена Вася (Любовь Аксенова) осталась в его родном городе. Между ними уже давно ничего нет, но Вася согласна дать мужу развод, только если он предъявит ей невесту и поможет девушке затащить в постель своего друга – подкаблучника Пашу (Борис Дергачев). Паша с трудом, но соглашается изобразить заинтересованность в Васе, а за невесту Митя выдает отзывчивую официантку Настю (Софья Райзман). К которой, впрочем, прилагается парень – быдловатый Макс (Роман Курцын), согласившийся на время «представления» перейти в статус брата Насти.
На пресс-конференции по фильму Роман Каримов сказал, что очень много материала осталось за кадром – под нож отправились не только какие-то дополнительные детали уже присутствующих в фильме сцен, но и целые сюжетные линии. И это тот случай, когда удаленных сцен жалко до жути – да, благодаря решительности монтажеров удалось собрать вполне цельное, стройное и внятное кино, но вся соль «Васи» не в его основном сюжете (а ну-ка поднимите руки, кто не понял, чем эта история для Мити и Насти закончится?), а в том, как этот самый сюжет подается, с каким упоением и какой пьянящей легкостью он рассказывается, в тех остроумных рюшечках, которыми эта история обрастает.
Романа Каримова публике представлять не нужно – это один из немногих современных молодых режиссеров, которых пусть не любят взахлеб, но уж точно уважают и критики, и рядовые зрители (не все их смотрели, но что «Неадекватные люди» – это хорошо, вам сообщит каждый первый сетевой знаток кино). Любовь эта в ошеломительные кассовые сборы пока не выливается, но «Гуляй, Вася» имеет все задатки настоящего денежного хита – это смешное, смелое, энергичное, неглупое кино, которое вдобавок еще и ни на что не похоже. Вроде бы опять «про быдло и водку», но с тем же «Горько» практически ничего общего.
Чем «Гуляй, Вася» подкупает, так это жирно прописанными персонажами, которые формально, конечно, можно назвать стереотипными, но на экране они выходят живыми, объемными, запоминающимися – и по-настоящему забавными. Если не брать в расчет Митю и Настю, которые, как центральные герои, права на по-настоящему «отрывную» эксцентрику не имеют, второй план буквально усыпан алмазами – тут вам и помешанная на астрологии, фэншуй и прочей чертовщине стерва Вася, и деревенский гопник Макс, мнящий себя «большим человеком на пороге прорыва», и зашуганный семьянин Паша, и ушлый «предприниматель» Гарик, постоянно таскающий с собой сумки с чем-то явно противозаконным. Как всегда у Каримова, каждый персонаж – его ребенок, плод истинной, неподдельной любви к кино, внушительного кинобагажа и редкого таланта, позволяющего донести эту самую любовь до экранов, не расплескав на полпути. А какие тут диалоги и монологи! Особенно повезло в плане «забойных телег» Роману Курцыну, для которого роль Макса может стать прорывом такого же масштаба, каким в свое время стало участие в «Горько» для Александра Паля.
Все это, безусловно, не значит, что «Гуляй, Вася!» – безупречное кино. Так, за бешеную динамику приходится расплачиваться немного «обрывочным» монтажом. Также кое-где игры в эксцентрику и абсурд все-таки выходят за грани приличия – сцена, в которой к слегка поехавшей крышей Васе заявляется говорящая рыба, получилась смешной, но в общем контексте фильма неожиданно прорезающийся юмор в стиле «Монти Пайтона» кажется перегибающе сюрным. Также «Гуляй, Вася» не может похвастаться мощным восклицательным знаком в финале – таким, который был, например, в предыдущей работе Каримова, «Все и сразу». Да, законы жанра романтической комедии диктуют свои правила, да и бокс-офис не любит резких движений, но мы, люди, такие – вечно нам хочется и на елку влезть, и на паровозике покататься.
С 14 февраля в кино.