Георгу Отсу, легендарному советско-эстонскому баритону, чья жизнь легла в основу фильма "Георг", одни до сих пор не могут простить советскую гимнастерку, другие считают национальной гордостью.
Сына известного эстонского тенора призывают в Красную армию с началом Второй мировой войны. Транспорт, на котором он плывет в Кронштадт, подрывается на немецкой мине. На родине все считают его погибшим. Жена, закрутив роман с немецким офицером, уходит с фашистами на Запад. А выживший муж делает успешную карьеру на Востоке в армейской самодеятельности, исполняя русские шлягеры на эстонском языке. Впереди – возвращение в Таллинн, работа в опере и тридцать лет всенародной популярности. Хрущев, который прикажет доставить певца специальным авиарейсом из Эстонии прямиком на партийную гулянку. Профессиональная ревность отца. Интриги КГБ. Развод с женой. Смертельная болезнь. И много чего еще.
Имя эстонского баритона Георга Отса ничего не скажет поколению, для которого даже эпоха Анне Вески и Тыниса Мяги – времена глубоко доисторические. Впрочем, не вызовет оно приступа ностальгии и у тех, кто откупоривал первую бутылку крымского портвейна под молдавско-эстонские рулады Софии Ротару и Яака Йолы, до сих пор удушающих всех своей "Лавандой" на волнах "Ретро FM". Слава Отса гремела по всему СССР намного раньше, в 50-е и 60-е. В 1975-м году он умер, оставив после себя внушительный каталог грамзаписей на фирме "Мелодия" и армию преданных фанатов, сейчас разменивающих где-то с шестого по восьмой десяток лет. Это поколение должно отлично помнить Отса. А те, кто подзабыл, вспомнит обязательно, посмотрев симпатичный международный байопик производства Эстонии, России и Финляндии – еще одной страны, которую покорил своим голосом Георг.
Участие русской стороны, считающей, и совершенно справедливо, Отса не менее своим, чем сторона эстонская, продюсированием не ограничилось: сценарий вместе с Мати Пылдре писал Александр Бородянский, а первую жену Отса – красавицу цыганских кровей – подыскали на курсе у Марка Захарова: в фильме ее сыграла бойкая девушка Анастасия Макеева. Партнером Макеевой стал популярный в Эстонии Марко Матвере, маститый профи, добившийся, надо сказать, немножко пугающего физиогномического сходства с легендарным певцом. Мать Георга исполнила эффектная Элле Кулль, эстонская дива, блиставшая еще на советских экранах (совсем недавно ее можно было увидеть в китайско-финском фэнтези «Воин Севера» /Jadesoturi/ (2006)).
Эстонец, ставший одним из самых востребованных исполнителей в Империи, ныне проходящей у его земляков по ведомству "оккупационного режима" – действительно отличный повод для полнометражной летописи, идею которой эстонцы вынашивали десять лет. Повод провокативный в самом хорошем смысле слова. С одной стороны есть такие, которые до сих пор не могут простить Отсу русскую гимнастерку, членство в партии и романс Чайковского. С другой – есть всенародная любовь и предмет обоснованной национальной гордости: именем Отса даже назвали паром, возивший эстонцев зарубеж во времена советской оккупации. Сейчас, говорят, паром принадлежит России, что, на самом деле, не менее символично. Амбивалентность Отса оказалась авторам фильма только на руку: рассмотреть между бременем таланта и тяжелым фатумом времени простую человеческую драму было их основной задачей. И хотя фильм звезд с неба не хватает, с этой задачей авторы отлично справились. В конечном итоге, замечательное умение людей сохранять свой тихий голос (а голос Отса был именно таким) в самых шумных обстоятельствах истории и представляет первейший интерес в байопиках.
И когда на одном берегу мучительно передвигают многотонные бронзовые памятники, а с другого пытаются остановить эту деятельность старыми песнями о главном, такому голосу остается только аплодировать.