Невнятное зрелище, претендующее на откровение, но местами больше похожее на комедию.
Трое будущих гениев встречаются в студенческом общежитии Школы искусств в Мадриде. Дали и Лорка проникаются друг к другу непростой симпатией, которую Бунюэль ханжески не одобряет и сманивает Дали за славой в Париж, оставляя Лорку страдать от одиночества и предательства друга. Спустя годы Лорка становится великим поэтом, антифашистом и патриотом, а Дали – жадным до денег эпатажным фриком и космополитом.
Бунюэль рассказал в мемуарах, как однажды напрямую спросил Лорку, правдив ли слух о его гомосексуальности, на что Лорка возмутился, и они едва не рассорились. Богема богемой, а сюрреализм сюрреализмом, но за нестандартную ориентацию друзья-студенты могли и побить. В начале прошлого века в католической Испании с вопросами пола было более чем строго, так что свои порывы страстным юношам приходилось сдерживать – вот примерно этим и будут полфильма заниматься персонажи под кодовыми именами «Дали» и «Лорка»: бросать друг на друга томные взгляды и тут же отводить глаза; следить друг за другом из-за угла и прятаться.
А потом плавать вместе в морских волнах при анилиновом свете луны – ну чисто как в клипах 80-х. Наблюдая за этой образцово-клиповой love story, периодически задаешься вопросом: зачем режиссеру вообще понадобилось тревожить тени поэта и художника? Такую банальность вполне можно было состряпать и на менее знаменитом материале. Хотя для проформы один периодически что-то рисует, а другой декламирует стихи с выражением. Но по сути эти фальшивые гении больше смахивают на типажи из молодежной комедии – романтик (Лорка), хулиган (Бунюэль) и ботаник (Дали).
В случае Дали справедливости ради стоит отметить, что типичным ботаником он выглядит только в начале, когда смущенно перенимает у новых друзей богемные замашки. А по ходу пьесы превращается скорее во фрика с дурацкими торчащими усами, безумным взглядом и дергаными жестами. Возможно, основной амбицией режиссера было интерпретировать классическое творение двух молодых сюрреалистов – «Андалузского пса», объясняя странные образы фильма подавленной страстью художника к поэту.
Но на таком примитивном фрейдизме тоже далеко не уедешь. Не внакладе останутся разве что юные поклонницы вампирской саги «Сумерки» – их кумир Роберт Паттинсон появится в одной из сцен обнаженным.