
Поначалу интригующий, но к финалу разочаровывающий российский детективный фильм с очень привлекательной главной героиней
Поначалу интригующий, но к финалу разочаровывающий российский детективный фильм с очень привлекательной главной героиней.
Фоторепортер Саша (Анна Чиповская) возвращается домой к своему бойфренду, известному модному художнику, и находит парня мертвым. Так как на въезде во двор она столкнулась с подозрительным типом, девушка осознает, что тот мог быть киллером. Но когда Саша пытается рассказать полицейским, что может опознать преступника, она замечает, что убийца вернулся на место преступления и что он спокойно и властно разговаривает с «легавыми». Осознав, что ее любимого убили по приказу очень влиятельных людей, девушка сбегает с допроса и, скрываясь от властей, сама опрашивает знакомых из художественной тусовки. Саша пытается понять, кому мог помешать обаятельный и добродушный авангардист.
Режиссер и продюсер Ренат Давлетьяров заработал немало положительных очков, когда поставил подряд три не безупречных, но бесспорно достойных картины – криминальную драму «Стальная бабочка», ностальгическую драму «Однажды» и ремейк классического военного фильма «А зори здесь тихие…». Несмотря на жанровые и сюжетные различия, все три фильма отличало умение постановщика эмоционально затронуть публику – то есть завлечь зрителей в увлекательную и драматичную историю с колоритными и притягательными персонажами. К сожалению, «Чистое искусство» устроено не столь удачно.
На первый взгляд, правда, «Искусство» продолжает линию предшественников в новом для Давлетьярова-режиссера детективном жанре. Анна Чиповская – одна из самых обаятельных звезд нашего кино, и трудно не сочувствовать ее героине, когда она находит труп не кого-нибудь, а Петра Федорова, также обаятельнейшего артиста (герой Федорова появляется живым во флешбэках, и зрители могут оценить, какое сокровище потеряла Саша). И, конечно, сочувствие к девушке зашкаливает, когда той приходится спасаться бегством от людей, которые должны были ее защищать.
Однако после тщательно визуально выстроенного и драматургически сильного зачина (превосходное сочетание сценария, актерской игры, операторской работы и музыкального сопровождения!) «Искусство» эмоционально стушевывается. Расследование Саши оказывается не напряженным и захватывающим, а спокойным и деловитым, почти академичным разбирательством с чаепитиями и копаниями в Интернете. Девушка даже не пытается изменить свою приметную внешность, хотя полиция ищет ее как преступницу и ее фотографии показывают по ТВ и печатают в газетах. Вместо того чтобы круглосуточно чувствовать себя загнанной волчицей и вести себя соответственно, Саша без тени страха заявляется в охраняемые государственные учреждения и сомнительные притоны, где бросается безапелляционными обвинениями. Да, на ее пути не раз встречаются трупы. Да, киллер дышит ей в затылок. Но все-таки в приключении Саши должно было быть больше экшена, драматизма и эмоциональной накачки. Хорошо хоть, что финал соответствует требованиям жанра.
Что до сути расследования Саши, то оно настолько далеко от «простых людей», насколько это возможно. Преступники оказываются расчетливыми и состоятельными людьми, которые совершают злодейства против других расчетливых и состоятельных людей, почти не затрагивая тех, у кого, по выражению одного бывшего олигарха, «нет миллиарда». Поэтому переживать в этой истории можно лишь за Сашу, вовлеченную в сюжет по стечению обстоятельств. Что еще хуже, единственной реальной интригой картины оказывается вопрос: «Во что впутался бойфренд девушки?» Когда в конце второй трети ленты фильм дает окончательный ответ, зрителям остается лишь ждать заключительных титров. Потому что догадаться, кто из персонажей главный злодей, можно чуть ли не после его первого появления в кадре – задолго до того, как становится ясно, какое преступление расследует Саша.
Также обидно, что картина, не озаботившись поддержанием драйва на всем протяжении повествования, не пошла по противоположному пути и не устроила публике научный ликбез, который в данном случае был бы весьма уместен (чтобы объяснить, о чем идет речь, пришлось бы раскрыть интригу «Искусства»). Помните советский «Визит к Минотавру»? «Искусство» можно было выстроить по схожему принципу, перемежая размеренное расследование с историческими и техническими отступлениями. Правда, заглядывание в прошлое в полуторачасовую ленту вряд ли бы поместилось, а вот подробное объяснение, почему злодеи делали то, что они делали, в сценарий вполне можно было запихнуть. И лента бы выиграла, если бы ученые слова и мысли заменили некоторые особо «дубовые» и нелепые реплики персонажей, а также неубедительные попытки сделать «Искусство» не только детективным, но и психологичным.
С 9 июня в кино.