
Рассказываем об абсурдной комедии режиссёра «Острых козырьков», которую показали на фестивале «Лiстапад» (и которая, надеемся, доберётся до проката).
Рассказываем об абсурдной комедии режиссёра «Острых козырьков», которую показали на фестивале «Лiстапад» (и которая, надеемся, доберётся до проката).
Патрику (Кевин Янссенс) почти 40, а он всё ещё висит на шее у родителей — владельцев весьма специфичного летнего кемпинга, где все бегают абсолютно голые. Он проводит свободные дни за проектированием и строганием крафтовой мебели, которую никому, правда, не показывает. Когда пожилой отец Патрика умирает, на сына сваливается целая куча забот: кто-то хочет занять его место на нудистском троне, кто-то недоволен наглостью заезжего американского музыканта (неожиданный, но довольно короткий выход Джемейна Клемента), а кто-то навязчиво выражает сожаления по поводу гибели родителя. Патрика это всё волнует мало: у него своя трагедия — потерялся молоток из любимой коллекции, которую уже шесть лет как сняли с производства. Патрик начинает расследование.
Помимо всех кинематографических трендов, замусоленных и обговорённых сотни тысяч раз (это и засилье блокбастеров, и гегемония сиквелов, в общем, вы сами знаете), 2019 год отличился ещё одной странной тенденцией. Почему-то именно в этот год вышло неприличное число абсурдистских комедий, фильмов, с одинаково серьёзным лицом перекраивающих правила серого бытия. Причём эта тенденция совсем не зафиксирована географически: в США вышли «Смерть Дика Лонга» от одного из участников дуэта Daniels (авторов «Человека — швейцарского ножа», тоже абсурдистского), «Искусство самообороны» с Джесси Айзенбергом и «Зеленее травы»; во Франции выступил Квентин Дюпьё со своей «Оленьей кожей», в Ирландии — «Сверх(НЕ)естественное». И вот теперь — бельгийский ответ мировому потоку весёлого сюра: фильм «Патрик» об аутичном парне, который никак не может найти свой молоток.
«Патрик» — полнометражный дебют режиссёра Тима Милантса, компетентного сериального постановщика, снимавшего эпизоды «Острых козырьков», «Легиона» и «Террора». Его кино, впрочем, совсем не похоже на то, что он делал раньше, – да и, если честно, вообще мало на что похоже. «Патрик», в отличие от многих своих обскурных собратьев, не стремится в каждом кадре подчеркнуть инаковость, выставить грани своего уникального мира напоказ, во что бы то ни стало удивить, рассмешить или, может, взбудоражить. В этом плане его очень интересно сравнивать со всё тем же «Зеленее травы», совсем недавно отгремевшим в наших кинотеатрах (ну как отгремевшим – посмотрело его, наверное, человека три): пока американские коллеги простой быт перекраивают в кислотный абсурд, каждую рутинную деталь превращая в гиперболу, Тим Милантс, напротив, берёт изначально яркий сеттинг (нудистский кемпинг, где все от мала до велика ходят и трясут причиндалами перед камерой) и колоритных героев лишь затем, чтобы с их помощью установить новую норму. Минут через пятнадцать зритель уже и не замечает повсеместной наготы, странные люди становятся знакомыми и потому привычными, а совершенно идиотская история о поисках потерянного молотка вдруг обретает искренний эмоциональный объём.
Это кино противоречий: работая как антидетектив и деконструируя законы жанра, «Патрик» тем не менее написан очень складно именно по меркам детектива. Каждый абсурдный поворот сюжета здесь, если разобраться, логично вытекает из предложенных обстоятельств и вскользь проговорённых фактов (имя одного преступника мелькает чуть ли не в первом же диалоге, а абсурдная эмоциональность второго ловко объясняется его мотивировкой). При всей очевидной несерьёзности фильм никогда как бы не шутит напрямую: плоскость комичного тут выносится над сюжетом, и смешно не оттого, что герои действуют вопреки жанровым законам, а как раз потому, что внутри своего абсурдного сюжета они двигаются по чётким драматургическим траекториям, в других условиях вполне способным быть основой для душещипательной трагедии. Самые ударные сцены здесь — они же и самые важные. Самые смешные герои — те, что проходят наибольший эмоциональный путь.
«Патрик», как и работы Daniels, — пример нового, метамодернистского абсурда, в котором сюрреалистичность образов и абсолютная идиотичность сюжетных ходов не то что не отменяют драматичность, но, напротив, её лишь подчёркивают. Он серьёзно, основательно и визуально изощрённо (изобразительно Милантс может дать фору любому заумному автору с большой «А») рассказывает совсем, казалось бы, несерьёзную историю, находит эмоции там, где их обычно заглушает хохот, и смыслы в местах, где никто бы их не стал даже искать. Его герой — инфантил, кидалт, чудак — не гиперболичен, а его странный крестовый поход за Граалем-молотком не оборачивается никакой заумной метафорой (фильм даже прямо об этом шутит: мол, нет тут никакого подвоха, он реально просто хочет найти молоток). Просто иногда и в поиске строительного инструмента может оказаться больше чувств, характера и жизненной правды, чем в иных фестивальных манифестах.