«Абсолютная власть» замахивается на любопытный драматический и политический пласт, но глубоко копать не рискует, предпочтя остаться в рамках стандартного и даже посредственного триллера
«Абсолютная власть» замахивается на любопытный драматический и политический пласт, но глубоко копать не рискует, предпочтя остаться в рамках стандартного и даже посредственного триллера.
В результате крупной операции ФБР получило информацию о том, что в США ввезено опасное радиоактивное вещество, которое может стать «грязной бомбой». Информаторы сообщают, что в получении цезия может быть заинтересован местный нацист и активист расистского движения Даллас Вольф, но подобраться ближе полиция не может, опасаясь спугнуть потенциального террориста. Бюро приходится отправить в тыл врага своего человека – под прикрытием в группу неонацистов внедряется молодой аналитик Нэйт Фостер, человек, слишком близко к сердцу принимающий свой долг перед родиной. В процессе знакомства с внутренней жизнью лагеря поклонников Гитлера и ку-клукс-клана Нэйт многое переосмысливает, но продолжает верно служить отечеству.
Еще недавно рецензии на любой фильм с Дэниелом Рэдклифом хотелось дать название, созвучное с книгами поттерианы: «Гарри Поттер и неприступная девушка», «Гарри Поттер и необитаемый остров», «Гарри Поттер и призрак дома на болотах». Но сейчас руки уже не тянутся автоматически писать «Гарри Поттер и белые колпаки» – и дело все в том, что актер своими последними работами напрочь разбил свой детский образ. Нельзя заявить, что игра Рэдклифа гениальна, но в каждой новой картине он старается делать что-то ранее им не испробованное, и с чередованием жанров у него все хорошо – сейчас, скажем, пришло время триллера.
Кстати, жанрово «Абсолютная власть» совершено незамысловата и исполнена по классической сценарной схеме: герой берется за несвойственное ему задание, проваливается, собирается с силами, возвращается и всех спасает. Все предельно просто, хороший агент безопасности немного сомневается в цели, средствах и моральности долга, но доводит дело до конца, и Рэдклиф с его глазами побитой собаки выглядит в такой роли вполне уместно, вместе с ним можно попереживать. Стоит отметить и умело нагнетаемое напряжение – пара сцен сняты очень хорошо, пусть трясущаяся камера вас не смущает.
В то же время чувствуется, что авторы и особенно сценарист и режиссер Даниэль Рагуссис не рискнули перегибать палку с опасной темой неонацизма и расизма. Фильм имел на самом деле куда больший потенциал, ведь тема мнимого превосходства одних людей над другими никуда не ушла, а в Америке так еще и обрела новый виток печальной популярности – условные белые снова ссорятся с условными цветными. И ходы изначально были выбраны верные. Да, порой боевые бригады чернорубашечников оказываются не так опасны, как идеологически подкованные очкарики со скромными офисными должностями. Да, временами в речах националистов присутствует рациональное зерно, мир недостаточно готов к глобализации и отмене границ. Наконец, сомнений в том, что правительство, армия и полиция зачастую «мышей не ловят» в реальных проблемах общества, нет уже даже у самых наивных граждан. Все это важные темы, требующие освещения в кино, а не стыдливого умалчивания и притворства. Рагуссис же, чуть распалив интерес, элегантно бочком-бочком скользкий лед покинул.
Столь же мелкой на поверку оказалась и лужица «службы отечеству». Рэдклиф старается играть человека, искренне верующего в то, что он помогает обществу, но вот об остальных героях такого не скажешь, да и почти дежурный эпизод «Всё, мы отказываемся дальше продолжать это расследование» многие смыслы сводит к нулю. Глубину и объемность авторы променяли на простоту и компактность.
Жаль, из «Абсолютной власти» мог получиться фильм получше, поинтереснее, чем просто триллер с парой предсказуемых поворотов. Но вины актеров этом немного. Хороши в своих ролях и Тони Коллетт с Нестором Карбонеллом, неожиданно органичен Крис Салливан, как всегда харизматичен Трейси Леттс, удивил своим присутствием Берн Горман – по отдельности пазл выглядит много перспективнее готовой картинки.
Что ж, возможно, к по-настоящему серьезному разговору Америка еще не готова. Но кто готов? Говорить о людях в колпаках, поджигающих кресты и провозглашающих себя «белой властью», весело до тех пор, пока они не оборачиваются против тебя. Но это будут совсем другие фильмы, и у них будут иные зрители.
С 27 октября в кино.