Если кто увидел плакат, на котором Одри Тоту с голым плечиком -- роковая красотка, намекающая на некие "грязные прелести" в ночи черного фона, и потом пошел на "Грязные прелести" Стивена Фрирза в ожидании роскоши и порока, он почувствует себя нагло обманутым и опущенным. Еще всех знакомых отговорит ходить. Хоть фильм и сделан в жанре криминальной мелодрамы, никаких роскошных соблазнов там не ночевало. Фильм просто про другое, что еще не означает, будто он так уж плох...
Британец Фрирз начинал с социалки ("Моя прекрасная прачечная"), ею же и заканчивает. Только в своих голливудских странствиях отклонился от темы ("Опасные связи"). Но "Грязные прелести" – это опять Британия, значит, опять социальная несправедливость. Между прочим, по сути оно любопытно – "таким мы Лондон не знали". Как и отечественная чернуха с "голой девкой, сидящей перед портретом Сталина и курящей марихуану", лондонская исчерпывается полным и окончательным безденежьем. Сидит черный нелегал перед британским паспортом и продает свою почку. Но сценарий достаточно достоверен, чтобы признать, что так оно все и есть, и в Лондон хорошо ехать лишь в лучшие дома. А если не лорд, не леди и не арабский шейх, то уж где родился, там и пригодился.
Негр Окве (Чиветел Иджиофор) днем водит такси. Вернувшись в диспетчерскую, сталкивается с начальником, который ведет его в кабинет и снимает с себя штаны. Нет, это не про голубых. Оказывается, Окве умеет лечить триппер и в Нигерии был известным врачом. На следующий день начальник приводит уже трех приятелей, и все с триппером, и Окве не может отказаться лечить, чтобы не быть уволенным. А лекарства ему достает приятель, работающий в морге уборщиком. А еще ночью Окве работает по совместительству портье в дешевом отеле, где уборщицей служит турчанка Синей (Одри Тоту), а метрдотелем – некий Сники (Сержи Лопес). В отеле, как и в такси, обслуга – сплошь эмигранты, арабы и китайцы, русские тоже есть. Но часть из них уже с паспортом, а часть регулярно прячется от облав на нелегалов, проводимых британским типа ОВИРом, противным не меньше, чем советский.
Получение паспорта в "Грязных прелестях" в прямом смысле весьма кроваво. На то, как Окве вытащил из засорившегося унитаза вырезанное человеческое сердце, лучше не смотреть, хотя дальше пойдет опять же достоверный сюжет про криминальную хирургию. Но все же фильм – не страшилка, а именно чернуха, которую, в общем, пора реабилитировать для публики. Чернухой в лучшем смысле слова был, скажем, "Лиля навсегда". "Грязные прелести" хуже, конечно, но ненасовсем. Разница в качестве связана с одним реальным фактом. Снявший "Лилю" швед Лукас Мудиссон – он, видно, в жизни тоже социально невстроенный, нетусовочный, сам по себе. Стивен Фрирз, к сожалению, сильно перетусовался, и от фильма за милю несет его личным благополучием. Никогда Фрирз не пробовал нелегальной эмиграции, никогда сам не был маргиналом, а сегодня кино про грязь без открытого личного отношения к этой грязи, без личной причастности к персонажам уже не очень работает. Просто фиксировать "во как бывает" – ну, публика кивнет, выйдет и забудет.
Тем не менее, при нелучшей режиссуре свои достоинства в "Грязных прелестях" есть. Сценарист Стив Найт более честен с самим собой и сюжет строит органично. В начале не знаешь, что будет дальше, в середине – чем дело кончится. Настолько история жизненна в самых мелких деталях, что сама по себе интересна. Одри Тоту в третий раз ("Амели", "Любит - не любит") играет любовь по-новому. Весьма выразительно сняты два случая изнасилования: так оно и бывает. Впрочем, выразительней всех сильно похудевший Сержи Лопес ("Порнографическая связь", "Гарри - друг, который желает вам добра") в роли абсолютно естественного, бытового, будничного главного подонка.
В целом если бы фильм по-быстрому перемонтировать, он мог бы стать хитом.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.