Настоящий прорыв Берлинского кинофестиваля, о котором будут говорить весь год
Петрунии 32 года, у нее высшее образование в области истории, но в Македонии с таким дипломом можно найти работу разве что в сфере обслуживания. Мать устраивает девушку на собеседование к знакомому управляющему швейной фабрикой. Но, на взгляд работодателя, Петруния для должности секретарши старовата… и не слишком привлекательна. Возвращаясь домой, она застает религиозную церемонию, во время которой священник кидает в реку крест, а мужчине, поймавшему его, по поверью весь год будет сопутствовать удача (да, это почти как поймать свадебный букет). Петруния подумала, что удача ей бы сейчас пригодилась, тоже прыгнула в реку за реликвией и, опередив толпу разбушевавшихся мужчин, вынырнула с крестом. Ну, и началось. По неписаным правилам церкви в церемонии могут участвовать только мужчины, поэтому общество потребовало крест назад, даже полиция к делу подключилась. Но Петруния не собирается так просто отдавать то, что теперь принадлежит ей по праву.
Пятый полнометражный фильм режиссера из Македонии Теоны Стругар Митевской наконец-то попал в основной конкурс Берлинале, до этого дня ее работы демонстрировались только в параллельных секциях. В своей пятой ленте Митевска деликатно сковырнула воспаленную мозоль общественности, честно заговорив о роли женщины в патриархальном обществе.
Надо, наверное, очень плотно завязать повязку на глазах и спрятать голову в песок, чтобы не узнать в происходящем на экране ситуацию, в которой сейчас находится добрая половина мира (к сожалению, для России это вообще автопортрет). Митевска своим фильмом очень нежно подрывает традиционные ценности, на которых выросло не одно поколение, наглядно показывая, что мы сейчас являемся заложниками собственных стереотипов и условностей. Журналистка Славика в сюжете служит голосом коллективного сознания. Пытаясь докопаться до корня проблемы, она ведет собственное расследование, но чем дальше оно заходит, тем абсурднее вся эта ситуация выглядит со стороны.
Митевска решила бороться с патриархатом головного мозга самым правильным способом: через религиозные традиции, не прописанные ни в Библии, ни в Конституции, а просто с течением времени намертво вбитые в голову народа. Когда сложившаяся ситуация ставит эти убеждения под вопрос, в ход со стороны прихожан идут угрозы, оскорбления и рукоприкладство. В этот момент Митевской удается создать лучшую карикатуру на токсичную маскулинность, когда-либо попадавшую на большой экран. Причем ее целью не является высмеивание этих самых традиций или людей, которые им следуют, а честный взгляд на извечный конфликт поверье vs логика. Митевска не скатывается в морализаторство и не превозносит героиню над остальными, относясь с уважением ко взглядам и бэкграунду каждого персонажа. Такой подход открывает настоящий диалог со зрителем вместо привычного монолога или даже отпугивающего манифеста на важную социальную тему.
Петруния в начале фильма со всех сторон подвергается оценочной критике: мама просит скрывать возраст и брезгует смотреть на дочь, когда та переодевается, подруга считает, что главной героине надо сменить имя на более привлекательное, например Пипи или Петра. Потенциальный работодатель вообще в открытую говорит о том, что она непривлекательна как женщина. Хоть героиня и находится под вечным давлением и довольно тяжело переносит подобную критику, она сохраняет самоидентификацию и четкую жизненную позицию, что помогает ей выстоять в нелегкой борьбе за собственные права.
Для Зорицы Нушевой роль Петрунии стала актерским дебютом, во что верится с трудом, настолько она естественно и уверенно держится в кадре. Теоне Митевской и Эльме Татарагич можно было дать приз за сценарий и режиссуру сразу после премьеры, не дожидаясь конца фестиваля. У них получилось обернуть острую социальную тему в остроумный и динамичный сюжет, максимально деликатно донеся до зрителя созидательный месседж. В итоге мы получили очень человечную и остроумную драму, служащую зеркалом нам всем. Отражение, возможно, понравится не каждому, но ведь мир за один день не изменишь. Но раз такие фильмы выходят, значит, мы на правильном пути.