В 2003 году Ли Уоннелл и Джеймс Ван сняли короткометражный фильм «Пила» с расчётом на последующую продажу сценария полнометражной картины. Однако уже через год сценарист и режиссёр сами сняли «Пилу» — за 18 дней и 1,2 миллиона долларов. Киностудия Lionsgate Films решилась профинансировать дебют австралийцев и не прогадала. Фильм собрал в прокате больше 100 миллионов долларов, а франшиза добралась до отметки в десять частей — в 2025 году выйдет одиннадцатая.
Как развивалась франшиза? Чем удивляла первая «Пила» и раздражала восьмая? И почему Джон Крамер умирал, но оставался главным героем? И как всё это выглядит спустя годы?
Как всё началось
Двое мужчин просыпаются в грязном общественном туалете и обнаруживают, что их ноги прикованы к трубам. Герои расположены в разных концах помещения, а между ними лежит окровавленный труп, держащий в руке диктофон. Добравшись до диктофона, пленники понимают, что участвуют в игре.
Первая «Пила» — самый яркий фильм франшизы, но отнюдь не эталон для продолжателей. Скорее наоборот — в попытках расширить и изменить историю сценаристы и режиссёры лишь уходили от оригинала.
Конечно, нельзя отделаться от ощущения жуткой наивности, которой просто пропитана первая «Пила». Повторяющаяся мелодия и безумный монтаж, который можно встретить в индийском сериале, выглядят дико — не обязательно плохо, но это слишком непривычное зрелище. Неожиданные сюжетные ходы сопровождаются нарезкой уже показанных сцен, которые теперь зритель должен трактовать иначе. Флешбэки, показывающие, что на самом деле всё было по-другому. Особняком стоит сцена погони на автомобилях — просто урок «как снять погоню, когда у тебя нет даже машины».
Первая часть установила канон для визуальной составляющей франшизы — режиссёры будут придерживаться его вплоть до седьмой части включительно. Саундтрек, написанный бывшим музыкантом Nine Inch Nails Чарли Клоузером, распространится на все части.
В первой части зритель знакомится с Пилой, он же Конструктор, он же Джон Крамер, и его мотивами. Он обвиняет своих заложников в том, что они не ценят жизнь. Теперь же, оказавшись на волоске от смерти, они должны сделать всё, чтобы не умереть.
«Большинство людей в нашем мире абсолютно не ценят жизнь. Но только не вы. И не теперь», — говорит Пила в финале первой части.
Пафосно, наивно, но всё же свежо. В будущем злодей и его последователи откажутся от этого мотива в пользу более скучных.
Если говорить о «пыточном порно», то в «Пиле» есть пара впечатляющих сцен, но не более, некоторые части франшизы выглядят эффектнее. Однако в первом фильме выдержан баланс между гором и напряжением.
Фильм собрал в прокате больше ста миллионов долларов, студия решила профинансировать сиквел. Но режиссёр Джеймс Ван решил, что не хочет снимать продолжение, и занялся другими проектами. В 2007 году вышли «Мёртвая тишина» и «Смертный приговор», спустя год — «Собачий рай», а затем он запустил франшизы «Астрал» и «Заклятие». Режиссёрское кресло на три последующие части занял Даррен Линн Боусман. Ли Уоннелл остался, написав сценарии для второй и третьей частей.
Достойное продолжение («Пила 2», «Пила 3»)
Уже через год после премьеры первой части вышла вторая. Темп будет сохраняться до 2010 года — 7 частей вышли за 7 лет.
Во второй части Пила экзаменует плохого полицейского Эрика Мэтьюза, который регулярно подставлял задержанных и не ценил сына — этот мотив также проговаривается. Параллельно происходит «игра», в которой участвует сын Мэтьюза.
Получился достойный продолжатель оригинала. Ловушки стали изощрённее, темп — выше. Зато стали хуже герои — они больше напоминали персонажей второсортного слэшера, чем своих предшественников из первой части. Первоначальная концепция претерпела изменения: теперь в «игре» участвовали преступники, Пила устраивал им что-то вроде перевоспитания. Однако между ловушек перемещался и сын плохого полицейского, что выглядело странно — подросток не был ни в чём виноват.
Третья часть копировала формулу второй, разделяя фильм на две сюжетные линии: Пила и его жертва отдельно, чья-то «игра» отдельно. Но в этот раз маньяк контактировал не с полицейским, а с доктором, которая должна была спасти ему жизнь, оперируя череп. В «игре» принимал участие мужчина, который не мог оправиться после смерти сына и постоянно думал о мести. Бродя по ловушкам, он натыкался на людей, имевших отношение к гибели ребёнка, — от свидетельницы, не вызвавшей скорую, до случайного убийцы. «Игрок» выбирал, кто из них умрёт, что противоречило логике первой части — Пила не давал людям шанса спасти себя.
Третья «Пила» — один из лучших фильмов франшизы, если оценивать пыточные устройства и подсчитывать неприятные сцены. Операция на черепе дрелью, при всей своей абсурдности, впечатляет и сейчас, да и выкручивание суставов выглядело завораживающе.
Стагнация и ужас без конца («Пила 4», «Пила 5»)
В финале третьей части Пила умер, однако сценаристы Патрик Мелтон и Маркус Данстэн (уже без Ли Уоннелла) так и не придумали, как заменить яркого злодея, и не стали этого делать. На протяжении четырёх частей Пила возникал во флешбэках, оставленных аудиокассетах, записках и письмах.
Но в четвёртой части тело Пилы ещё не успело остыть, так что стартовая сцена, в которой патологоанатомы находят в его желудке аудиокассету, не вызывает громкий смех — в лучшем случае улыбку. Затем разворачивается сюжет: кто-то похищает детектива Хоффмана (о нём мы узнали в самом начале фильма), а его коллега Ригг становится участником игры, в ходе которой пытается спасти Мэтьюза (героя второй части). За Риггом следуют агенты ФБР, параллельно допрашивая бывшую жену Пилы (о ней мы узнали из флешбэков третьей части).
«Пила 4» вводит новый мотив маньяка. Теперь оказывается, что он изменил отношение к людям после того, как наркоман убил нерождённого ребёнка при ограблении его жены. Первоначальная концепция «научу вас любить жизнь» окончательно разваливается.
На четвёртой части сохранять доверие к франшизе становится невозможным. Накопленные вопросы так и просятся наружу. В каком городе происходят события? Он настолько маленький, что чуть ли не все жители связаны между собой? Неужели можно каждому новому герою придумывать биографию, согласно которой он знал Пилу ещё до событий первого фильма? Сколько можно использовать один и тот же монтажный приём? Зачем последователи Крамера делают бесчисленное количество фотографий будущих жертв, будто они забудут, как те выглядят? И, вероятно, самый главный: зачем сотрудники ФБР клеят наклейку с надписью «ФБР» на монитор?
Четвёртый фильм презентует наследника Пилы и объясняет, что он был помощником маньяка всегда. Пятая продолжает историю — она начинается с того же места, где закончилась прошлая часть. Из семи классических «Пил» пятая — самая бессодержательная. В ней детективный сюжет превалирует над «игрой», которая получилась совсем беззубой и неинтересной.
Социализация и ужасный конец («Пила 6», «Пила 3D»)
Пятая часть выглядела как больной человек, которого нужно прооперировать — хоть дрелью. Франшиза забуксовала и начала угасать. Требовалась перезагрузка. Но студия решила, что болячки можно залечить, и назначила режиссёром Кевина Гротерта — монтажёра прошлых частей. Сценаристы Патрик Мелтон и Маркус Данстэн решили перепридумать концепцию «игры».
На этот раз в «игру» попадает глава страховой компании, некогда обманувший Джона Крамера. Впрочем, Пила — не единственный пострадавший от страховщиков, которые не давали людям денег на операции. Руководитель фирмы бродит по ловушкам, наблюдая за гибелью своих подчинённых. В это же время детектив Хоффман пытается не попасть в руки агентов ФБР, которые медленно начинают подозревать его в преступлениях. Правда, его ловят так долго и неуверенно, что он мог сказать «чур не я» и его бы отпустили. Жена Крамера, Джилл Так, выполняет поручения, оставленные супругом, и превращается в важного персонажа.
В шестой части социальный подтекст перевешивает пыточную часть. Сценаристы уничтожают страховщиков, а Крамер окончательно превращается в карателя, очищающего общество от плохих людей. Самая антикапиталистическая часть спустя годы будет вдохновлять режиссёров франшизы куда больше, чем другие.
Когда к рулю встал Кевин Гротерт, то изменилась Бетси Рассел, играющая Джилл Так. Актриса стала чаще сжимать губы и выпучивать глаза, изображая больше экспрессии. А ещё она очень смешно бегала. Сцены с ней — золото поздних частей, когда смотреть «Пилу» всерьёз уже трудно и хочется чего-то несуразного.
В 2010 году вышла «Пила 3D». Седьмой фильм изначально готовили как завершение франшизы, а бюджет составил 17 миллионов долларов — это больше, чем совокупная стоимость первых трёх частей. Сценаристы обещали, что закроют все вопросы, повисшие в прошлых частях.
В центре сюжета оказывается мужчина, выдающий себя за выжившего в одной из «игр» Пилы. В качестве наказания ему приходится проходить через испытания, о которых он врал. Попутно он должен помогать своим друзьям и коллегам, поочерёдно умирающим из-за сложности испытаний.
В «Пила 3D» логика «сейчас кто-то умрёт за твои грехи» становится главенствующей. В финальной сцене на глазах у «игрока» сжигают его жену, которая даже не знала, что её муж обманщик, — она вообще ни в чём не провинилась. Сюжет Хоффмана становится ещё более абсурдным из-за глупых полицейских, зато одну из пыток прошёл Честер Беннингтон.
Седьмая часть демонстрировала полное отсутствие идей — не столько технических, сколько сюжетных. В очередной раз события прошлых фильмов переиграли ради яркого твиста, правда, он уже не удивлял, к этому моменту можно привыкнуть, что события ничего не значат, их суть всегда может измениться в очередном сиквеле. Хоффман превратился в супергероя — похищал людей одной левой, устраивал бойню в пустом полицейском участке, строил какие-то гигантские ловушки. То, что в прошлых частях проявлялось по отдельности, здесь расцвело в полной мере.
Единственное, чем седьмая часть выделяется среди прочих, — появление сексуализации. То, что слэшеры всегда делали не задумываясь, «Пила» приняла только к своему финалу, хотя рейтинг R позволял делать это и раньше. Сексуализированным объектом неожиданно становится жена Крамера — по какой-то причине Кевин Гротерт питал к этой героине особенный интерес.
На седьмой части «Пила» завершилась. Правда, не навсегда.
Перезапуск («Пила 8», «Спираль», «Пила 10»)
В 2017 году вышел фильм Jigsaw, ну или «Пила 8», как её назвали в российском прокате. Twisted Pictures решила, что после семи лет отдыха зритель пойдёт на любимый сплэттер. За монтажный стол вновь уселся Кевин Гротерт, а режиссёрами стали братья Спириги, имевшие в активе расхваленный «Патруль времени». В этот раз группа людей участвовала в «игре», пока детективы искали очередного подражателя Пилы.
Несмотря на большую паузу и новую съёмочную группу, «Пила 8» насобирала проблем прошлых частей и слила их воедино. Во второй раз наследником Крамера стал полицейский, показанный впервые в самом начале фильма. Опять «игрок» был вынужден отрубить свою ногу. Снова «игроки» провинились в прошлом. Вновь были сдвиги времени, путающие зрителя, — ровно как во второй части.
Но были и новые проблемы. Фильм получился выхолощенным и стерильным. Если герои первых частей ползали по грязному полу, оставляя повсюду свою кровь, то «Пила 8» демонстрировала уютный и чистый амбар. Восьмая часть была бы худшей во франшизе, если бы не существовала девятая.
«Пила. Спираль» — попытка радикально переосмыслить франшизу, а также единственная часть, над которой не работал Кевин Гротерт. Зато в режиссёрское кресло вернулся Даррен Линн Боусман, снявший части со второй по четвёртую.
Вместо сплэтера получился детектив, причём очень сомнительного качества. Полицейский расследует убийство коллеги, постепенно узнавая много страшного про других коллег и своего отца. Впервые в «Пиле» снялись звёзды — Самуэль Л. Джексон и Крис Рок.
В третий раз за франшизу (и второй раз подряд) сценаристы запихнули подражателя Пилы в полицейскую форму. Вообще, фиксация на полицейских к этому моменту уже выглядит более маниакально, чем Крамер, записывающий очередную кассету.
В «Спирали» нет интересных ловушек, и в целом кажется, что сценаристы были бы рады вообще от них избавиться, но франшиза обязывает. К тому же новые испытания стали не сложными, а заведомо летальными. Началась не «игра», а расправа. Революционно выглядел юмор — просто потому, что в девятой части появились шутки. И всё же в основе фильма лежал антиполицейский посыл, что роднит «Спираль» с «Пилой 6», где была выбрана вполне конкретная социальная группа.
«Пила 10» оказалась очередной перезагрузкой. В этот раз сценаристы просто вернулись ко временам первой части и сделали приквел. Во-первых, получилась драма о маньяке — здесь более цельно рассказали о причинах, по которым он затеял свои «игры». Во-вторых, в очередной раз он наказывал вполне конкретных людей — мошенников, зарабатывающих на смертельно больных (им доверился и Крамер).
Десятая «Пила», очевидно, лучшая часть из вышедших после перерыва. Впервые за много лет появились интересные ловушки, а просмотр стал неуютным. Жертвы резали себе ноги и головы, получали заряды радиации, а в финале испытание прошёл и Джон Крамер. А ещё была сцена, в которой «игроки» притягивали к себе столик, используя вместо верёвки кишки.
Удивительно, но фильмы, вышедшие после перерыва, опирались на какую угодно часть, но только не первую. «Пила 2» и «Пила 6» оказались более влиятельными — именно их сюжеты и приёмы использовались ещё пару раз.
«Пила»: Итоги
Изначальная идея Крамера («вы не цените жизнь, а я заставлю вас за неё бороться») померкла на третьем фильме франшизы, а с четвёртой части про неё и не вспоминали, хотя это едва ли не единственная уникальная задумка «Пилы». Появились другие мотивы — от наказания мошенников до убийств преступников. Пила и его последователи превратились в карателей.
Неудивительно, что изменилась и сама концепция «игры». Если в первых частях герои могли себя спасти, то уже с четвёртой части жертвы умирали, не имея шанса на выживание. Особенно печально обстояли дела второстепенных героев — членов семьи и коллег «игрока». Их расходовали с невероятной скоростью.
Уже с четвёртой части сценаристы стали пользоваться флешбэками как палочкой-выручалочкой в любой ситуации. С их помощью добавляли драму, вводили новых героев, связывали персонажей, выдумывали сюжетные линии. Доходило до абсурда — ничего не значащая бумажка с надписью «Я знаю, кто ты», доставленная Хоффману в пятой части, появлялась на экране вплоть до финала седьмого фильма — хотя уже не имело значения, кто именно её отправил. Зато было важно, что жертвы поголовно страдали от стокгольмского синдрома и становились помощниками Крамера.
«Пила», как и подавляющее число хоррор-франшиз, предельно морализаторская. Нужно ценить жизнь, любить семью, помогать окружающим. Нельзя врать, изменять, зарабатывать на чужих проблемах. В противном случае на твою голову наденут медвежий капкан, сынок, а теперь почисти зубы и ложись спать, мама тебя любит. В шестой части человека наказывают за то, что он курит, — удивительно, что эту сцену не показывают в школах.
Десять частей — гигантская дистанция для франшизы. «Хостел», стартовавший в 2005 году, заглох уже после двух частей — третья вышла на кассетах. «Восставший из ада» формально добрался до отметки в десять фильмов, но бюджет двух последних частей в сумме не дотягивает и до миллиона, в 2022 году франшиза ушла на полный перезапуск. А «Пила» оказалась невероятно живучей. Франшиза упорно пихала головы в медвежьи капканы и заливала уродливые помещения кровью, развлекая зрителя, но забывая, с чего всё началось. Но есть вероятность, что рациональное переосмысление «Пилы» поставит вопрос о целесообразности настоящего перезапуска — эта франшиза живёт эмоциями, а не разумом. Так что старые идеи ещё не раз воплотятся на экране, главное — не снимать ещё одну «Спираль».
В обзоре указана ошибочная ссылка на российский фильм "Собачий рай" (2013) режиссёрки Анны Чернаковой, вместо одноимённой короткометражки "Собачий рай" / Doggie Heaven (2008) Джеймса Вана.
Исправьте, плиз...
- Ответить
Изменено 12 августа в 00:11