В зарубежной прессе уже давно появилось понятие «кейджсплотейшена» — так называют дешёвые фильмы категории «Б», которые упиваются, прямо скажем, необычными актёрскими способностями Николаса Кейджа — человека, который скоро станет синонимом слова «безумие» в мировом кино. Прямо сейчас в прокате можно увидеть «Хозяина», где Кейдж стал невольным участником опасного любовного треугольника. А мы решили собрать ещё 7 ярких картин этого узкопрофильного жанра: от средневековых боевиков до психоделических хорроров.
Дерзкий охотник Фрэнк Уолш (Николас Кейдж собственной персоной) поймал большого белого ягуара и теперь плывёт на корабле, чтобы доставить зверя в зоопарк и получить за него кругленькую сумму. Разумеется, всё оказывается не так просто — на этом же судне перевозят опасного преступника, которому по состоянию здоровья нельзя лететь на самолёте. В какой-то момент он сбежит из-под стражи, а заодно освободит ягуара — и именно Кейджу придётся бороться сразу с двумя опасными хищниками.
«Звериная ярость» — образцовый фильм «кейджсплотейшена» в том смысле, что он как будто бы вобрал в себе все плюсы и минусы этого условного направления. Из плюсов тут, конечно, сумасшедший странный концепт и сам Кейдж, ещё более сумасшедший и странный. Из минусов — довольно средненькая реализация забавной идеи: любые сцены, где нет великого Николаса, моментально лишаются всей харизмы. Без него это просто проходной боевик с плохо нарисованным ягуаром.
Доказательство того, что Кейджу не нужно много времени, чтобы наэлектризовать экран своим присутствием. «В изгнании» — исторический боевик о британском рыцаре, который после крестовых походов ищет покоя в Китае, но и там находит проблемы на свой благородный зад (рыцаря играет Хейден Кристенсен, который, что иронично, и правда в Голливуде сейчас находится «в изгнании»). Кейдж исполняет роль его учителя, ещё одного английского борца в блестящих доспехах. Британский акцент, кстати, у актёра совершенно не получается, но зато здесь проявляется одна его интересная артистическая черта — даже роли, в которые Николас совершенно не попадает, он играет настолько самозабвенно, что легко поверить, будто бы так и задумывалось.
Главный фильм «кейджсплотейшена» и с большим отрывом лучшая роль Кейджа за последние годы. Режиссёр «Мэнди» Панос Косматос явно понимает, что делать с бешеной энергетикой актёра и как её использовать для углубления художественного эффекта: в первой половине фильма он отправляет Николаса — играющего тут дровосека, чью жену похищает некий религиозный культ, — в мрачный психоделический трип, создаёт кинематографический эквивалент панической атаки. А во второй позволяет ему развлечься по полной: даёт в руки бензопилу и отправляет жестоко убивать врагов в кроваво-красном зареве. Никогда ещё Кейдж не был настолько устрашающе крутым, и никогда ещё фильм так гениально не использовал этого неординарного артиста.
После «Мэнди» интерес к Кейджу и его перформансам заметно вырос. «Цвет из иных миров», вероятно, — самая очевидная попытка повторить успех картины Косматоса. Здесь похожая кислотная эстетика и цветовое решение, такая же структура «слоубёрнера» с резким эмоциональным взрывом в конце. Вот только из-за этого первая половина картины вышла поразительно скучной — в ней нет ни лавкрафтианской атмосферы (за ней экранизация рассказа Лавкрафта, кажется, и не гналась), ни какой-то свойственной фильмам Кейджа безумной искорки. Весело становится в конце — с огромной мегаальпакой и прочим боди-хоррором в духе Кроненберга, но это не оправдывает остальную картину, больше похожую на типичный хоррор о семье, переехавшей в проклятый дом.
Ещё один фильм с Кейджем, чей концепт на бумаге выглядит намного интереснее, чем в самой картине. «Безумные родители» рассказывают историю простой семьи, которая оказывается подвержена странному сигналу из телевизора, из-за которого все папы и мамы начинают нападать на своих детей. Естественно, скелеты в семейном шкафу вылезают наружу, и жестокий жанровый сюжет становится поводом обсудить непроговорённые проблемы в жизни героев. Вот только бы «Безумные родители» не разгонялись так мучительно долго и чаще позволяли Кейджу что-нибудь яростно крушить, а не скучно болтать с непутёвыми детьми.
Самое удивительное в «Между мирами» то, что, по идее, это должен быть один из относительно адекватных фильмов позднего Кейджа. Актёр тут играет безутешного дальнобойщика-алкоголика, который потерял дочь и жену, а позже встретил девушку с экстрасенсорными способностями, обещающую вернуть близких. «Между мирами» пытается быть степенной мистической драмой и, видимо, именно поэтому оказывается одним из самых смешных и абсурдных фильмов «кейджсплотейшена». Ведь актёр свою «серьёзную» роль играет с таким же усердием, как и психанутых персонажей из какой-нибудь «Звериной ярости», а в самой картине есть сцены вроде той, где герой Кейджа занимается сексом, параллельно читая мемуары Николаса Кейджа.
Одна из последних работ актёра в жанре сумасшедшего B-movie и по совместительству одна из самых любопытных. Дело в том, что режиссёр Кевин Льюис предлагает посмотреть нам на Кейджа в необычном свете: здесь он не орущий безумец, попавший в странные обстоятельства, а молчаливый мужчина (возможно, немой), для которого весь происходящий вокруг абсурд лишь неудобная помеха. Герой Николаса устраивается работать уборщиком в заброшенный детский центр, чтобы починить машину, — и когда ночью игрушки-аниматроники начинают оживать, как в игре Five Nights at Freddy’s, он этому даже особо не удивляется. Ему как будто вообще по барабану, что происходит. Главное, чтобы не мешали работать. «Страна чудес Вилли» доказывает, что Кейджу совершенно не нужны слова, чтобы за ним было интересно наблюдать.