В который раз подчеркну, что лучше всего комедии в Голливуде удаются, когда являются киноманскими, сознательно встраиваются в контекст истории кино. Заумь Голливуду все равно не по зубам, зато юмор тихо перемещается от ширинки к ушанке. В "Ходят слухи..." использован любопытный сюжетный ход...
Товар лицом, не нуждающийся в рекламе, семейная комедия "Ходят слухи…" /Rumor Has It…/ (2005) прямо в момент премьеры порождает ряд паремий (кинореплик, входящих в жизнь). "Тупая травма яичек", "Не должны, но переспали" – всего не перечислишь. Остроумный сценарий, сочиненный Тэдом Гриффином ("Одиннадцать друзей Оушена" /Ocean's Eleven/ (2001)), остроумно взяли под продюсерское крыло Джордж Клуни и Стивен Содерберг. Режиссуру Гриффин не менее остроумно передал Робу Райнеру ("Когда Гарри встретил Салли" /When Harry Met Sally…/ (1989)). В результате ирония подруги на премьере не оправдалась. Глядя при входе на афишу комедии, она заметила: "Ну, вот: Дженнифер Энистон будет из "А вот и Полли" /Along Came Polly/ (2004), Ширли МакЛэйн – из "Подальше от тебя" /In Her Shoes/ (2005), Марк Руффало – из "Между небом и землей" /Just Like Heaven/ (2005), а Кевин Костнер – из "Открытый простор" /Open Range/ (2003). Все они в самом деле оказались оттуда, откуда сказано (те же характеры и приемы), но не в качестве самоповтора, а с гарантией качества. Несмотря на ночной мороз, мы категорически передумали уходить с середины и еще после фильма посидели и выпили.
В который раз подчеркну, что лучше всего комедии в Голливуде удаются, когда являются киноманскими, сознательно встраиваются в контекст истории кино. Заумь Голливуду все равно не по зубам, зато юмор тихо перемещается от ширинки к ушанке. В "Ходят слухи…" использован любопытный сюжетный ход – примерно как в "Нашествие варваров" /Barbarian Invasions, The/ (2003), но еще более конкретно. Актеры повторяют роли. На стадии пред-продакшн были намечены Дастин Хоффман и Энн Бэнкрофт – именно они когда-то прославили зерно сюжета, "Выпускника" /Graduate, The/ (1967), и прославились в нем. К сожалению, Хоффман оказался занят, а Бэнкрофт вдруг умерла, но, как ни парадоксально, это лишь приблизило фильм к правде жизни. "Выпускник" остается зерном как история мальчишки, соблазненного взрослой теткой. Но, "основанные на реальных событиях", в жизни истории происходят с другими, и Костнер с МакЛэйн вовсе не заняли чужое место. Они – как бы прототипы Бэнкрофт и Хоффмана, что еще логичней и придает фильму больше игривости. Они действительно могут быть киноманами, коль скоро их сексу аж сорок лет назад дали "Оскар" за режиссуру.
К десятилетней давности 1997 году, когда происходит действие, сюжет тоже привязан. По возрасту все проходит. Нью-йоркская журналистка (Энистон) с женихом-адвокатом (Руффало) летит в Пасадену на свадьбу младшей сестры (Мина Сувари). С сестрой – никаких отношений, отец сильно раздражает, мать давно умерла. Поэтому свадьба кажется жуткой, собственный жених – лишним, остается общаться с бабушкой (МакЛэйн). И бабушка проболталась, что, во-первых, она и есть прототип из "Выпускника", во-вторых, что когда-то соблазненный ею прототип Хоффмана был парнем ее дочери, то есть покойной матери семейства. Но перед собственной свадьбой с другим покойница когда-то ненадолго сбежала к нему, что доселе скрывается. Журналистка, меж тем, родилась не спустя девять месяцев после той свадьбы, а спустя восемь с половиной. Перед нынешней свадьбой она быстро складывает один и один, и еще один и летит искать прототип Хоффмана. Каждый из любопытства поискал бы родного отца. Но только на бумаге все это выглядит путано. В фильме любая мелочь отрабатывается легко – с большим семейным опытом, подкрепленным также "Касабланкой" /Casablanca/ (1942), "Китайским кварталом" /Chinatown/ (1974), "Хорошим, плохим, злым" /Buono, il brutto, il cattivo, Il/ (1966) и т.п. Про цветочки. Про белозубых подружек в церкви. Как в конце бабушка смотрелась в зеркало. Всего не перескажешь, но пропаганда семейных ценностей через раскрытие семейных тайн сама по себе смешна. Скелет постоянно выпадает из шкафа, а его запихивают, запихивают и шваброй подпирают.
Несмешон только голый скелет самого сюжета. С рассказчицей-журналисткой в комедии неизбежно все кончится хорошо, так как сама она должна быть хороша. Что ж, Энистон после развода выглядит весьма неплохо. Но "ну, ты хороша" про ее героиню звучит после фильма отнюдь не с заданной интонацией. Вокруг нее – сплошь классные, порядочные мужики. Костнер играет блудливого, но очень доброго миллионера (знает, видимо, по себе). Руффало – парень еще приятней и сообразительней, чем в "Между небом и землей". Даже отец семейства (Ричард Дженкинс) – зануда только шутя. Не шутя – настоящий отец семейства. Что же с ними со всеми сделала журналистка? Папу сдала изначально, жениха – на каждом шагу, миллионера поимела по полной программе, ни от чего не отказалась и тоже предала. И врет она все до самого конца, одно "признание в любви" чего стоит: "Да, я могу без тебя жить. Но я этого не хочу". То есть шлюха обыкновенная. Эгоистка и хамка. А сестра у нее – просто круглая идиотка. Бабушка – пробы негде ставить…
На самом деле Роб Райнер, хихикая и прикалываясь, умиляясь la femme, снял антифеминистское, ехидное кино. Сам он этого, как ни парадоксально, вообще не заметил.
В сравнении с тем же "Выпускником" Голливуд незаметно погряз в мужских комплексах. Он уже достоин жалости, за что после фильма как раз стоило выпить и посидеть.