Лишенный экшена и вдохновения малобюджетный фантастический мультфильм на мотив «Короля льва» и «Путешествия на Запад»
Планета обезьян Бана была процветающим уголком галактики, пока на ней правил добрый король. Когда же монарх был свергнут его коварным и жестоким младшим братом, Бана была наполовину уничтожена космическим монстром, которого узурпатор использовал, чтобы одержать победу. Маленького принца Спарка спасли королевские гвардейцы, и они вырастили его вдали от дворца и от прихвостней нового короля. Прошли годы, и когда Спарк узнал тайну своего происхождения, он объявил узурпатору войну.
Работой над компьютерным мультфильмом «Спарк» руководил канадский режиссер Аарон Вудли, но это не исключительно канадский, а международный проект северных американцев, южных корейцев и восточных китайцев. Гибридное происхождение картины можно определить, не вчитываясь в титры. Достаточно заметить, что это сюжетная смесь «Гамлета», «Короля льва», «Звездных войн» и китайского «Путешествия на Запад» («Царь обезьян»). Как и в классическом романе, заглавный герой «Спарка» сражается раздвигающимся посохом и выглядит как шаловливая мартышка, в то время как одним из его верных спутников оказывается упитанный кабан.
Для фантастического мультфильма, рассчитанного на маленьких мальчиков, это хоть и банальный, но вполне подходящий сюжет, где есть место для приключений, сражений, шуток и морального воспитания (герой учится отстаивать правое дело, защищать свою маму и воевать бок о бок с друзьями). Но то, что в «Спарке» есть для всего этого место, не значит, что это место с толком используется. Напротив, мультфильм разочаровывает по всем позициям, кроме, пожалуй, морализаторства – это определенно история, которая учит хорошему.
Прежде всего, в «Спарке» почти нет экшена! Трудно поверить, не так ли? Мультфильм вдохновлен «Путешествием на Запад», во многих вольных экранизациях которого герои только и делают, что эффектно сражаются, но «Спарк» – это на 95% говорильня. Причем не какая-то умная или глубокая. По преимуществу герои просто объясняют друг другу сюжет, делая его более сложным, чем он есть на самом деле. До экшена дело доходит лишь в кульминации мультфильма, но боевые сцены заканчиваются так быстро, что если моргнуть, то можно их пропустить.
Похоже, что фильм делали принципиальные противники насильственных сцен в детском кино. Но с таким настроением (вполне заслуживающим уважения) нужно рисовать мультики про пони и держаться подальше от «Звездных войн», «Путешествия на Запад» и прочих произведений для людей с иными взглядами на детские развлечения. Партизанский саботаж хорош во время войны, а не в мирное время.
Может быть, фильм компенсирует отсутствие экшена обилием юмора? Попыток пошутить в картине действительно немало, но детский смех вызывают буквально два-три прикола. Все остальное время в зале гробовое молчание. Кроме того, многие шутки фильма – это насмехательство над главным злодеем, что умаляет героев картины. Ведь чем смехотворнее негодяй, тем труднее понять, почему он все еще не побежден и почему это вообще большая проблема. Это не критично для мультфильма для малышей, но все равно показательно, сколь несерьезно авторы ленты подошли к своей работе.
Графика «Спарка» тоже не спасает. Pixar освоил компьютерное изображение существ с шерстью в 2001 году, когда выпустил «Корпорацию монстров». Создатели «Спарка» же до сих пор не овладели этой технологией, и шерстистые персонажи их ленты выглядят как пластиковые фигурки с нарисованной шерстью, а не как герои «Корпорации», не говоря уже о «Зверополисе». Анимация тоже не впечатляет. Ну, а фантастический мир, который «Спарк» предлагает, так беден на интересные детали, что он может заворожить лишь ребенка, никогда не видевшего полноценную космическую фантастику.
С 1 июня в кино.