Второй сезон «Демонов» хуже первого, но это все еще упоительное шоу для ценителей исторической фантастики
Второй сезон «Демонов» хуже первого, но это все еще упоительное шоу для ценителей исторической фантастики
Подавив мятеж во Флоренции, герои разъезжаются по разным странам. Да Винчи (Том Райли) и его друзья устремляются в Новый Свет на поиски загадочной «Книги листьев», Лоренцо Медичи (Эллиот Кован) отправляется в Неаполь, чтобы заручиться поддержкой короля Фердинанда, а Лукреция Донати (Лора Хэддок) направляется сперва в Ватикан, а затем в Константинополь, чтобы спровоцировать войну между итальянскими государствами и Османской империей. В свою очередь, граф Риарио (Блейк Ритцон) следует по стопам да Винчи, а Кларисса Орсини-Медичи (Лара Пулвер) на время отсутствия мужа становится главой дома Медичи и их банка.
Удачный сериал – это прежде всего превосходная команда персонажей. То есть группа героев, за совместными приключениями которых зрителям нравится наблюдать. И слово «совместными» тут очень важно. Из серии в серию эти персонажи (не важно, друзья или враги) должны пересекаться, чтобы сценаристы, актеры и режиссеры могли высекать из этих пересечений драматические искры. Это один из главных законов телевизионной драматургии.
Второй сезон «Демонов да Винчи», однако, запихивает этот закон в шредер. Он разводит главных героев шоу по разным комнатам и по разным сюжетным линиям. Поиски «Книги листьев» не имеют никакого отношения к переговорам Медичи с Фердинандом, Лоренцо Великолепный непричастен к интригам его бывшей любовницы, а синьоре Донати нет дела до махинаций в правлении банка Медичи, с которыми вынуждена бороться Кларисса Орсини. Естественно, этот «сад расходящихся тропок» требует введения в действие множества новых персонажей, и они в сюжет вводятся, но, как правило, либо быстро погибают, либо лишь служат для удобства сценаристов (например, сюжетный вклад Америго Веспуччи исчерпывается тем, что он доставляет да Винчи в Америку).
Кто чему все это приводит? К тому, что если первый сезон «Демонов» был похож на наваристый суп, в котором ложка стоит, то второй сезон напоминает тот же суп, но разлитый по нескольким кастрюлям и обильно разбавленный водой. Разорвав связи между основными персонажами и заставив их взаимодействовать с новыми героями, из которых мало кто может встать вровень с труппой первого сезона, сценаристы одновременно ослабили и переусложнили драматургию шоу. Кроме того, поскольку сериал называется «Демоны да Винчи», то все, что непосредственно не задевает заглавного героя, кажется второсортным и не столь захватывающим, как перипетии жизни гения. Ну какое, в сущности, дело зрителям до того, что творится в Ватикане, если да Винчи в это время на другом краю света? Или до того, с кем спит Кларисса Орсини, пока ее муж возобновляет роман с невесткой короля Неаполя? Вот был бы да Винчи вовлечен в эти интриги, как в первом сезоне, тогда другое дело…
Но да Винчи в них не вовлечен. Он в стране инков изображает Индиану Джонса. Что, с одной стороны, эффектно, а с другой стороны, глупо. Потому что да Винчи был из тех людей, кто мог провести целый день, размышляя о движениях птичьих крыльев. Если бы он в самом деле попал в Новый Свет, его никаким рычагом нельзя было бы оттуда свернуть, потому что он до упаду изучал бы местные народы, языки, растения, животных. Экранный же герой реагирует на Новый Свет так, будто вновь угодил в Трансильванию: «Конечно, не Италия, но и не неизведанные края, где интересна каждая былинка. Сейчас разгадаем загадки храма, где хранится “Книга”, найдем мою маму, и назад, на родину. Потому что больше ничего примечательного тут нет…» На наш вкус, это предательство да Винчи – и реального, и персонажа из первого сезона. Который все-таки был ученым и инженером, а не искателем приключений и охотником за артефактами.
Тем не менее, несмотря на все недостатки второго сезона, он все же получился весьма занимательным. Все еще колоритные персонажи, неожиданные сюжетные повороты, экскурсии в экзотические края, неослабевающий накал интриг, «очеловечивание» графа Риарио, возмужание Нико (напомним, что юный подмастерье да Винчи – будущий Никколо Макиавелли), регулярные кровопролития, причудливые постмодернистские видения главного героя… И финальный сюжетный ход, который прозрачно намекает, что второй сезон был, в сущности, расстановкой фигур перед эпическим эндшпилем. Что ж, посмотрим, какие демоны будут у да Винчи в третьем сезоне!