Обзор иностранной прессы по фильму «Годзилла»
100 метров в высоту, толстая кожа, огромный гребень на спине, гигантские челюсти, голубое радиоактивное пламя, извергаемое из пасти, и инстинкт хищника-убийцы. Все это – Годзилла, величайший кайдзю в истории. Он – венец природы, бог первобытного живого мира, король монстров. Его боятся и им восхищаются, и в год шестидесятилетия легендарного ящера Legendary Pictures выпускает на экран своего рода трибьют Годзилле.
Идея перезапустить франшизу «Годзилла», которая за полувековое существование уместила в себя все возможные жанры и порядка 30 фильмов, пришла в голову боссам Legendary в 2009 году, а спустя 3 года на Комик-Коне студия представила концепт-ролик ленты и режиссера ребута.
«Мы отнесемся к Годзилле серьезно. Если бы такое действительно произошло, как бы это было? Фильм будет приземленным и реалистичным. Увидеть “Годзиллу” таким я мечтал всю жизнь», – сказал тогда Эдвардс.
Выбор режиссера выглядел многообещающим, но все же достаточно рискованным. За его плечами помимо крупнобюджетного «Годзиллы» один-единственный инди-фильм «Монстры», в котором ставка сделана больше на общую атмосферу и персонажей, нежели на самих монстров. Тем не менее студия в него поверила, и во многом причина тому – фанатизм Эдвардса. Режиссер чуть ли не в каждом втором интервью говорит, что он поклонник Годзиллы и безмерно рад работать над фильмом.
Понятно, что для работы с культовым материалом одного фанатизма мало. Нужен особый, кропотливый и одновременно уверенный подход к формуле фильма. А в какой формуле новичок может быть полностью уверен? Правильно, в той, что принесла ему успех в дебюте.
«Сколько раз мы жаловались на то, что в летних блокбастерах все завязано на экшене в ущерб таким “мелочам”, как развитие персонажей? Что ж, Эдвардс пошел в ином направлении, но в теории это звучало интереснее, чем получилось на экране», – пишет Билл Гудикунц (Bill Goodykunts/Arizona Republic).
Экшена в «Годзилле» действительно мало. Большую часть фильма режиссер продолжает делать то, что мы видели на протяжении всей рекламной кампании. Он урывками показывает нам Годзиллу и уводит камеру от эпицентра событий в самый ненужный момент. Вообще, Эдвардс буквально обламывает зрителя – только-только начинается заварушка, а он берет и переключается на драму.
К слову, дабы прописать драму, Legendary и Гэрет Эдвардс специально пригласили Фрэнка Дарабонта, создателя «Побега из Шоушенка» и «Зеленой мили». Дарабонт, в частности, прописывал семейную линию Броуди, и начальная сцена фильма – целиком его рук дело. Увы, Дарабонт, Эдвардс и Ко не смогли вовремя остановиться.
«”Годзилла” с трудом ковыляет к своей апокалиптичной кульминации; фильм мог бы выиграть премию в категории “Наименьшее количество событий в первые две трети экшен-фильма”», – притомился Ричард Корлисс (Richard Corliss/TIME).
«Режиссер отлично снимает все сладкие моменты, но ни он, ни сценарист Макс Боренштейн не делают человеческих персонажей достаточно интересными, чтобы мы могли протянуть два безгодзилльных акта», – жалуется Алонсо Дюральде (Alonso Duralde/The Wrap).
Идея с безгодзилльными актами на самом деле позаимствована у Стивена Спилберга. Эдвардс решил последовать примеру «Челюстей» и вначале создать плацдарм, жуткую атмосферу и эффект присутствия, а только потом представить монстра во всей красе.
«Конечно, нужно сказать пару слов о раззадоривании зрителей а-ля Спилберг, который устроил в “Челюстях” игру в прятки с акулой. Тем самым он подогрел ожидания и подготовил появление монстра. В “Годзилле” в определенный момент – очевидно, намного раньше, чем планировал Эдвардс, – монстру надо бы перестать играть роль лишнего в собственном фильме», – остался в легком недоумении Стив Персэлл (Steve Persall/Tampa Bay Times).
Помимо «Челюстей» на команду у руля «Годзиллы» повлиял «Темный рыцарь» Кристофера Нолана. В данном случае речь, конечно же, идет о серьезности, мрачности и томности.
«Мы делаем то, что Legendary сделала с “Бэтменом”. Она впоследствии переосмыслила Бэтмена, сделав его одновременно традиционным и новым, что в итоге вылилось в сильный проект», – объясняет суть подхода продюсер Брайан Роджерс (Coventry Telegraph).
«Фильм Эдвардса может похвастать отличной режиссурой, благородными намерениями и превосходным монстр-экшеном. Тем не менее “Годзилла” так и не смогла отойти от своих истоков категории “B”, абсурдной сюжетной нити и клишированных персонажей, при этом сохранив торжественный, ноланизированный тон», – остался неудовлетворенным Ян Фрир (Ian Freer/Empire).
Резюмируя итог, можно сказать, что люди «Годзилле» скорее мешают, нежели помогают. Фильм вышел крайне неровным, и главное действующее лицо преступным образом обделили вниманием.
«Многие шли в кинотеатр только для того, чтобы увидеть Годзиллу. Вместо этого им показывают отчаявшееся множество лишившихся ума гомо сапиенс, которые стараются придать фильму человеческое лицо. У них не очень хорошо получается», – заключил Пол МакИннес (The Guardian/Paul McInnes).
Противоречивая лента о том, как самый крупный кайдзю в мире потерялся за людскими трагичным лицами, вышла в российский прокат 15 мая.
Не успел фильм собрать денежки со зрителей, а журналисты уже заговорили о сиквеле.
«Я бы вообще не хотел знать, будет ли сиквел. Это зависит только от того, понравится ли людям фильм. Когда я вместе со съемочной группой работал над “Годзиллой”, то, как и все, думал, что этот фильм должен быть самостоятельным, должен существовать за счет своих сил. Обычно я закатываю глаза, когда иду в кинотеатр и в концовке вижу какую-нибудь затравку на сиквел. Поэтому-то мне и хотелось сделать историю, которая начинается и заканчивается, а ты сам покидаешь ее на высокой ноте», – сказал Эдвардс (Collider.com).
На такой высокой ноте Эдвардс ушел из «Монстров», продолжение которых снимают без его участия. Правда, что бы ни говорил Гэрет, в его «Годзилле» финал явно намекает на продолжение.