Феноменальная Джуди Денч, в кои-то веки не кривляющийся Стив Куган, режиссер «Королевы» и драматический сюжет, основанный на реальных событиях, – «Филомена» готова к получению премии «Оскар» во всех четырех отмеренных ей номинациях
Воспитывающаяся при монастыре юная Филомена Ли совершает тягчайшее грехопадение – вступает в порочную связь со случайным молодым человеком. Наказание следует незамедлительно – на девушку сваливается самая тяжелая работа, а ее новорожденное дитя воспитывают почти без ее участия. Однако главным ударом становится то, что сына Филомены отдают приемным родителям, а с матери берут подписку о том, что она никогда не станет предъявлять права на своего ребенка. Спустя пятьдесят лет женщина решается найти своего сына, и в этом ей помогает Мартин Сиксмит – журналист, разглядевший в истории Филомены сюжет для своей новой книги.
Первый взгляд на постеры нового фильма Стивена Фрирза, автора блистательной «Королевы», может отпугнуть нерешительного зрителя или по меньшей мере ввести в заблуждение – «драма, основанная на реальных событиях» и веселенькая раскраска плаката не слишком сочетаются. Но это только на первый взгляд. «Филомена» получилась действительно удачным, буквально уникальным сочетанием драмы и комедии, замешанным в таких пропорциях, что этот коктейль ни разу не заставит смеяться, но оставит после просмотра эйфорию и воодушевление и при этом не вызовет рыданий, хотя и наведет на множество невеселых размышлений о природе человека.
Если бы события, продемонстрированные в картине, не подтверждались даже самым поверхностным поиском источников в Интернете, поверить в реальность описываемого было бы непросто. Но в этом, наверное, и заключается божий промысел, чтобы простые, понятные, близкие вещи, в которых нам довелось засомневаться, подтверждались снова и снова. Стивен Фрирз ступил на опасную дорожку – его картина задевает сразу несколько тем, которые человечество будоражат уже много лет: героям приходится осмыслить проблемы усыновления, соприкосновения религии и мирского и даже гомосексуализм – набор, словно специально смешанный для разгоряченных российских депутатов. Впрочем, Фрирз – не Милонов, он человек тонкой душевной организации, к тому же не считающий зрителя дураком. Режиссер не делает однозначных выводов, его вопросы всегда подразумевают разные подходы.
Этот плюрализм особенно выпукло демонстрируется парой главных героев. Филомена, чья жизнь исковеркана жестоким католическим воспитанием, остается покорным, даже счастливым человеком, она не требует от жизни многого, но и умеет радоваться мелочам. Мартин, наоборот, относится к породе деятельных людей, которым всегда недостаточно того, что есть в пределах досягаемости, это делает из них бойцов, но противопоставляет всему остальному миру. Вместе два этих человека составляют один из самых трогательных дуэтов, которые были созданы на экране за последние годы.
Конечно, главная скрипка в ансамбле «Филомены» принадлежит Джуди Денч. Вряд ли у кого-то остаются сомнения в мастерстве этой актрисы, расцветшей в двухтысячных с такой силой, что «Оскары» и «Золотые глобусы» ей прочат едва не за каждую новую работу. В очередной раз погрузившись в роль с невероятной самоотверженностью, Денч явила на свет поразительный образ человека, которому как мало кому подходит громкий эпитет «святой». В Филомене Денч столько смирения, столько грусти, столько любви и страсти увидеть своего сына, что невозможно поверить, будто перед нами на экране «всего лишь» актриса. Однако если мастерство Джуди Денч – вещь сама собой разумеющаяся, то Стива Кугана в серьезном драматическом образе видеть по-прежнему непривычно. Конечно, этот актер не в первый раз берется за роли, в которых комизм задвинут на десятый план, но стоит помнить, что в «Филомене» Куган выступает еще и соавтором сценария и сопродюсером – для него этот проект не проходная картина, в которой можно отметиться эпизодом, возможно, именно «Филомена» станет пунктом номер один в списке наследия, оставленного этим британцем.
При всем драматизме, без которого, конечно, сюжет не мог обойтись, все-таки жизнь – штука жестокая, картина Фрирза оставляет ощущение того, что добро побеждает. Пусть оно остается в слезах, оно не всегда достигает желаемого и не всегда ведет к счастью, но оно умеет прощать и отпускать грехи. «Филомена» каждый свой день проживает с тяжким камнем на душе, но путь в царствие небесное для таких всегда будет пролегать по выделенной полосе. Потому что в них присутствует столь важная и столь редкая сейчас непосредственность и искренность, позволяющая одинаково благостно и принимать печальные вести о судьбе самого близкого человека, и пересказывать сюжет бульварного романа, прочитанного по пути в аэропорт. Таким людям не страшны ни черт, ни Церковь.