Французская комедия в классическом смысле этого определения – чуть глуповатая, но лишенная вульгарности и своей стилистикой будто возвращающая зрителя на тридцать лет назад
В то время как уровень школьного образования во Франции растет, лицей имени Жюля Ферри только ухудшает свои показатели. После очередного провала на выпускном экзамене школе грозит расформирование, и руководители решаются на отчаянный шаг – пригласить в свой учительский коллектив семерых наихудших преподавателей, от которых избавились все остальные учебные заведения. Поначалу затея едва не оборачивается полнейшим крахом, но после пары занятий учителя и ученики пообтерлись – минус на минус дал плюс! Осталось лишь доказать на экзаменах, что новейшие способы преподавания пошли на пользу.
Комедийные традиции во Франции столь сильны, что отмахнуться от них невозможно, как бы кому-то ни хотелось сделать что-то похожее на голливудский юмор. Врожденная интеллигентность идет французским фильмам на пользу, а вот попытки слепого копирования заокеанских штампов скрадывают фирменное очарование потомков Пьера Ришара, Жана Рошфора и Ива Робера. Когда сегодня французы берутся за романтические комедии, им часто удается если не повторить успех картин 70-80-х годов, то хотя бы соответствовать высокому званию «французская комедия». На поле же «хулиганского подросткового кино» все гораздо хуже. В эпоху «СуперПерцев», «Проекта Х» и многочисленных «Американских пирогов» «Безумные преподы» заметно уступают и в смелости, и в яркости, и даже в соответствии нынешнему настроению школьников, будто снимает их замшелый пенсионер, вспоминающий свою молодость.
Затравка у фильма вполне многообещающая, семерка заглавных преподов предоставляет массу возможностей для шуток. Потенциально опасный химик-неудачник, у которого даже колбы с водой умудряются взрываться, сексапильная училка французского, от одного вида которой мальчишки теряют остатки знаний, злобная англичанка, предпочитающая физические наказания прянику и похвале, ботан-историк, помешанный на эпохе Наполеона, мямля-философ, при любом удобном случае впадающий в пространные разговоры, физкультурник-переросток, который напугает даже бывалых спортсменов. Наконец, есть в этой команде учитель неизвестно чего, который курит травку прямо на занятиях, лопает перед учениками и дрыхнет в гамаке вместо ведения уроков. Роль последнего исполняет Кристиан Клавье, и это, пожалуй, единственное более-менее знакомое лицо в кадре. Справедливости ради надо сказать, что он же является и самым невзрачным звеном – весь фильм он сер, как собственный костюм.
Раз уж речь зашла об актерах, то «Преподов» можно рассматривать как некое соревнование старой актерской школы и новой – учителям противостоят в кадре молодые, горячие, жадные до побед и славы представители нового поколения. Пока им не хватает таланта и опыта, но есть мнение, что пара наиболее заметных персонажей имеет шанс на неплохое будущее, благо фильмов во Франции снимается много и возможность проявить себя в иных жанрах или у других режиссеров еще представится.
Фильм «Преподы» имеет один безоговорочный плюс на фоне других подобных – он практически лишен пошлости. Он глуповат (правда, глупость эта не превышает предельно допустимый уровень, принятый в картинах с участием Клавье), простоват, не слишком тянется к умным шуткам или оригинальным ходам и розыгрышам (лучшая «умная» шутка режиссера – это кадр длительностью буквально в пару секунд, где семерка учителей показана ходячими мертвецами). Но в легкости и непринужденности картины тоже есть определенное очарование. Она по крайней мере не заставляет скучать, поглядывать во время просмотра на часы, а потом сожалеть о потерянных 85 минутах жизни.