Чужие в канализации, отважные разносчики пиццы, тургеневский Хищник -- "Чужие против Хищника. Реквием" оказались не только самой глупой, но и самой мрачной частью истории ксеноморфов.
Вырвавшись на свободу на космическом корабле Хищников и поубивав всю команду, шустрые Чужие рухнули вместе с судном на планету Земля. Тут же отложив личинки в случайного землянина и его сына, твари нырнули в канализацию, где принялись питаться местными бомжами. Собрат погибших охотников, получив сигнал бедствия, вылетел со своей далекой планеты, чтобы навести порядок.
Пока он добрался до тварей, случилось несколько трагедий: разносчик пиццы, влюбленный в хорошенькую одноклассницу, получил по физиономии от ее бойфренда, вернувшийся в город после отсидки брат разносчика обнаружил, что бывшему уголовнику нелегко найти работу, а Чужие, обнаружив, что бомжами сыт не будешь, напали на город.
Целый прайд Чужих, живущий в канализации маленького провинциального городка – это действительно страшно. Приравнять космического монстра, инфернальное воплощение чистого и непостижимого зла, к крысам-мутантам могут только люди, утратившие не только совесть, но и всякую надежду на спасение, и в названии «Чужие против Хищника. Реквием» /Aliens vs. Predator: Requiem/ (2007) самым важным словом определенно является последнее. Финальная часть франшизы является реквиемом не только по сериалу, но и по тому жадному любопытству к космосу, которое испытывали люди эпохи программы "Звездные войны" и правительственных телескопов, чутко ловящих послания иных цивилизаций.
Дело тут даже не в суетливом сценарии, не предоставившем ни одного героя, на котором можно сконцентрировать взгляд, и не в беспомощной постановке, смешавшей Чужих и Хищника в плохо различимое месиво. Хотя, конечно, поражает, что даже мутант, полученный насильственным скрещиванием Чужого и Хищника, выглядит смутным зубастым пятном, сам же Хищник при этом – не воплощение битвы, а какой-то буколический тургеневский охотник, к которому даже сельский коп может подобраться незаметно.
Дело в какой-то зловещей наивности. Поставившие картину братья Страуз словно страдают люмбаго – позвоночник не гнется, и посмотреть в небо можно только упав навзничь. Остается лишь то, что перед глазами: политика, проблемы с правительством и все такое прочее. Они словно пытались исправить унижение человечества в сагах о Чужом и Хищнике – унижение от столкновения с непознаваемым, с тайной, с утверждением, что мы не только не одиноки во Вселенной, мы еще и беспомощны в ней. В "Реквиеме" нашествие ксеноморфов на Землю – не столкновение с метафизикой зла и битвы, не война миров, а что-то вроде экологической катастрофы, вроде колорадского жука. То, что у жуков огромные зубы и кислота вместо крови, ничего не меняет – ответом является мужество простого человека и хорошая бомба, если не помогают пестициды.
Эффект, однако, получился обратный. Если нет вселенского зла – нет и добра, и ни могучий Голландец, ни лейтенант Рипли в этом мире невозможны. Первый, вероятно, допрашивает инсургентов в Абу-Грэйб, вторая – страдает от клинической депрессии в какой-нибудь глуши.
Космос – всего лишь бессмысленная дыра, пригодная только для размещения спутников для TV. Остались только то ли крысы, то ли мыши, то ли Чужие в канализации. И мы.