В Лос-Анджелесе великого детективщика Джеймса Эллроя и циничного морализатора Дэвида Эйера можно быть либо плохим, либо мертвым. Хорошие люди бывают живыми недолго. "Короли улиц" -- путеводитель для потенциальных мертвецов по Лос-Анджелесу, беспросветному и беззаконному Лос-Анджелесу из "Секретов Лос-Анджелеса" (по роману Эллроя) и "Тренировочного дня" (который снял Эйер), но еще более условному и мрачному.
Это город копов, которые убивают из жажды наживы, и копов, которые убивают из принципа. Вторые лучше. Детектив Том Ладлоу (Киану Ривз) – принципиальный борец с развратом и грязью, ни в чем себе не отказывающий: его начальник (Уитакер) все равно сможет вытащить Ладлоу из любой, даже самой унылой ситуации. Поэтому Ладлоу спокойно пьет за рулем, убивает всех, кого считает виновными, врет в рапортах и ворует вещественные доказательства. Когда бывший напарник сдает Ладлоу капитану Биггзу из отдела внутренних расследований, герой выходит из себя и идет бить напарнику морду. Именно в этот момент появляются двое в масках и расстреливают этого самого напарника. Ладлоу, оказавшись на месте преступления, тоже попадает под подозрение, и теперь единственное, чего он хочет, это найти убийц. Пока что его отправляют в отдел по приему жалоб на полицейских – работа для офисной крысы, а не для серьезного мужика. Кроме того, к нему подкатывается с вопросами капитан Биггз (Хью Лори великолепен, и впервые появляется в больнице). В конце концов, Ладлоу найдет убийц своего напарника. Получится история о борьбе – нет, не добра со злом. Когда Том Ладлоу спрашивает у начальника, нельзя ли не убивать злодеев, а просто отправлять их в тюрьму, тот отвечает: "Все мы злодеи, Том". Так что это рассказ о святой борьбе зла с козлами.
Сценарий Эллроя был зачем-то дописан Куртом Уиммером (сценаристом и режиссером «Ультрафиолета») и дебютантом Джейми Моссом. Создатели фильма надеются, что им удалось по-новому увидеть жанр нуара. Но "Короли улиц" – не совсем нуар. Здесь нет ни одной роковой или хотя бы умной женщины, все бабы – дуры, сидят в клетках, накладывают бинты на необработанную рану или собирают вещи, чтобы уехать из города. Здесь нет нуаровской красоты кадра, нет подтекста, нет шика. Но кровь рисует узоры на стенах, мертвые лежат в холме над городом, откуда такой красивый вид, а перестрелки яростны и почти религиозны. Убив плохого человека, герой подкладывает ему пистолет. Хорошему мертвецу герой складывает руки на груди. Для него это жесты одного порядка верующие должны предстать перед богом со сложенными на груди руками, отбросы должны предстать перед коронером с оружием в руках.
Кто-то из зрителей на первом показе сказал после фильма: "Мне все время казалось, что это пародия на серьезное кино". Это правда, и частично это проблема перевода. Фильм по-русски звучит так, будто им занимался кто-то из переводчиков современной прозы. Бодрый, не имеющий никакого отношения к реальности жаргон, псевдоразговорные словечки – например, полицейский говорит следователю о своем подчиненном, что тот "обалденный коп". Но и сам фильм относится к себе не всерьез. Пистолеты и мерзавчики с водкой, Лос-Анджелес – дно мира, с первых кадров понятно, кто из плохих копов окажется относительно хорошим, кто из хороших превратится в чудовище, кто из неприятных оправдает наши ожидания, – не мешайте, мальчики играют в серьезные игры.
Если "Короли улиц" и нео-нуар, то лишь в том смысле, что это бэд-трип постаревшего Нео, которому вместо красной или синей таблетки подсунули какую-то паленую фигню от изжоги: бесконечно ездит по сияющим улицам, стреляет, убивает кого-то, ворует улики, опять стреляет, устал уже смертельно. А смерти все нет, только красный рассвет над Лос-Анджелесом. Киану Ривз общей потрепанностью и безжизненной маской вместо лица похож почему-то на Ющенко времен борьбы за власть, и это добавляет фильму шарма.
Так стареют Избранные: пули их не берут, а вот подковерные игры – уродуют.