В своей попытке по-иному продемонстрировать религиозность и проблемы мироустройства авторы фильма временами теряют чувство меры и вкус, но в целом кино получилось интересным. Богу давно пора проявить себя, пусть и таким странным образом
В своей попытке по-иному продемонстрировать религиозность и проблемы мироустройства авторы фильма временами теряют чувство меры и вкус, но в целом кино получилось интересным. Богу давно пора проявить себя, пусть и таким странным образом.
Бога никто не видел, поэтому все религии представляют его себе по-разному. Тем временем настоящий бог не похож ни на бородатого старца, ни на грозное облако, ни на эфемерный святой дух, настоящий бог – это потрепанный сварливый мужичок, живущий в трешке на окраине Брюсселя с забитой безропотной супругой и десятилетней дочерью Ией, которым запрещено выходить из дома. Был у бога и сын, но сбежал от папашиных нравоучений со своими двенадцатью апостолами много лет назад. Сегодня богу нет до людей никакого дела, изредка через свой компьютер он только творит с ними разные гадости, но Ия растет совсем не такой, она хочет быть полезной людям, желает сделать их жизнь лучше. Однажды девочка устраивает настоящий конец света и отправляется в Брюссель, чтобы Новейшим заветом дать человечеству новый смысл жизни.
Современный кинематограф давно научился обходить морально-этические табу, выстроенные сотнями лет религиозных войн и цивилизационных противостояний и столкновений науки и веры, богами в кино были и женщины, и бомжи, и накаченные мачо. Сюжеты фильмов забрасывали зрителей в райские кущи и, наоборот, опускали всевышнего на землю. В картинах о боге действие разворачивалось в прошлом, настоящем и будущем, жанрово охвачен был полный спектр – от комедий вроде «Брюса всемогущего» до хорроров уровня «Страшной воли богов». Можно ли придумать на эту тему что-то новое? Можно. Правда, хорошо бы интересную идею и воплотить достойно, но, видимо, не все сразу.
У «Новейшего завета» действительно неплохой внутренний стержень. Идея того, что богу нет до людей никакого дела, не нова (вспомните ницшеанское «Бог умер»), однако навскидку и не скажешь сразу, задумывался ли кто-то о том, что было бы с Создателем, если бы он после долгих лет игнорирования людей вдруг решил бы снова с ними пообщаться. Что услышал бы о себе? Поверили бы современные люди в бога с его совсем не впечатляющими в XXI веке чудесами вроде неопалимой купины, пяти хлебов и хождения по воде? Пожалуй, действительно определенная часть человечества нуждается в новой вере, в новом боге, в новых чудесах. И, отталкиваясь от этой идеи, авторы «Завета» отправляют зрителя в большое путешествие, главной идеей которого является поиск на пространный вопрос: что было бы с нами, если бы наш бог был ребенком и/или женщиной?
Как это часто бывает, у хорошей идеи случаются серьезные проблемы с реализацией. «Новейшему завету» идет на пользу то, что за него взялись прогрессивные европейцы из Бельгии и Франции, где христианство и ислам почти равноправны и одновременно уступают рациональному научному подходу к жизни. С другой же стороны, проекту явно не хватило серьезной сценарной доработки, да и от дополнительного финансирования авторы вряд ли бы отказались. Увы, из-за отсутствия существенной поддержки фильм временами выглядит откровенно недоработанным, некоторые повороты сюжета смотрятся высосанными из пальца, временами сложные вопросы упрощаются, а простое и понятное обрастает гротеском и абсурдом. Во всем этом чувствуется даже не трусость авторов, не боязнь оскорбить пресловутые «чувства верующих», а неумение довести свою мысль до зрителя.
Впрочем, наши претензии к авторам можно считать и результатом непонимания, все-таки Жако ван Дормель – режиссер достаточно самобытный и временами сложный для осознания, его произведения можно трактовать по-разному. Хотя с самой лобовой трактовкой «Новейшего завета» сложностей нет – всем было бы лучше, если бы бог действительно был любовью, а не тем, во что он превратился за прошедшие с сотворения мира тысячелетия. Можем ли мы сами изменить отношение друг к другу или для осознания вселенской любви нам нужно знать о дате грядущей смерти, увидеть живого бога или стать апостолом его дочери – этот выбор ван Дормель оставляет зрителям.
И остаться равнодушным к рассказанной истории о девочке, выбравшейся к нам из стиральной машины, слышащей музыку внутри каждого и не умеющей плакать, действительно сложно. «Новейший завет» полон красивых интересных персонажей, попавших в удивительное положение, реализовавшихся в результате новой веры, обретших себя, любовь, новую жизнь. Не это ли главное удовольствие от просмотренного кино – поверить в новый мир, пойти за удивительными героями? Будь «Завет» скроен аккуратнее и более логичен, мы с удовольствием уверовали бы в Ию, ее летописца и шесть апостолов, но пока нам остается жить с тем богом, который забыл о людях две тысячи лет назад.
С 12 ноября в кино.