Слабая попытка войти в воду «Парижа, я люблю тебя» – без цельности атмосферы города, без ярких актерских работ, без достопримечательностей и знаменитых мест. Идея себя исчерпала, как бы авторы ни пытались продлить агонию
Слабая попытка войти в воду «Парижа, я люблю тебя» – без цельности атмосферы города, без ярких актерских работ, без достопримечательностей и знаменитых мест. Идея себя исчерпала, как бы авторы ни пытались продлить агонию.
Рио-де-Жанейро – город любви, света, танцев, музыки, песка и океанских волн. Здесь молодость встречается со старостью, балет с дельтапланеризмом, бокс с музыкой, а природа с архитектурой. И конечно, мужчины здесь встречаются с женщинами – на пикнике, на съемочной площадке, на пляже или в аэропорту. Десять историй, десять разных взглядов на далекий загадочный город, где смешались языки и расы, на который днем и ночью безмолвно взирает статуя Христа…
Как в народе называют мужчину, который всем женщинам, что встречаются на его пути, заявляет, что он их любит? Наверняка есть этому явлению и какое-то мягкое название, но простые люди называют такого человека словами, которые в Интернете писать не рекомендуется. Проецировать такую «любвеобильность» на серию фильмов «НапишиЛюбойГород, я люблю тебя» – натяжка, но не лишенная смысла. И вот почему. Когда в начале 2000-х у продюсера Эмануэля Бенбии возникла идея альманахов «Города любви», это казалось свежей мыслью, искренней, как первая любовь. Вышедший в прокат в 2006-м «Париж, я люблю тебя» действительно оказался маленьким шедевром. Не так удачно сложилась судьба второй картины, «Нью-Йорк, я люблю тебя», в 2008 году. В шестилетний промежуток до выхода фильма о Рио влезли неофициальные «пасынки» про Москву, Гавану и Тбилиси, на горизонте уже маячит Шанхай… Что можно сказать о такой любви? Только одно. Ее нет.
Неискренность – это первое, что бросается в глаза при просмотре «Рио». Вполне допускаем, что влюбленность авторов в городу и идею нового альманаха присутствовала на начальном этапе, но выветрилась. Как это часто бывает у влюбленных – вначале страсть кружит голову, затем приходит привычка, а когда настает время идти в загс, уже начинают одолевать сомнения, а того ли ты выбрал спутника жизни. Фильм скорее похож на остывший уголек некогда бушевавшего пожара эмоций, он холоден, отстранен, вторичен и малоинтересен всем участникам действа.
В отличие от своих предшественников «Парижа» и «Нью-Йорка», «Рио» распадается на осколки, каждый из которых невзрачен и не откладывается в памяти – десять новелл, а вспомнить нечего. Какой фильм передаст эстафетную палочку в Китай? О чем расскажет последователям? О бездомной бабушке, от которой отказались дети? О старике, который легко избавляется от надоевшей супруги? Об актерах, которые притворяются Господом Богом и Девой Марией? О танцоре, сомневающемся, покидать ли ему Бразилию? О скульпторе, двинутом на женских ступнях? О суперзвезде, мечтающей покорить горы? О песне, которая объединяет и разводит? О вампирском карнавале? О неприличном жесте в сторону Иисуса? О боксерском поединке за любимую? Ни одна история нового альманаха не заслуживает пристального внимания, не трогает, не проминает, не взрывает изнутри.
Не спасают положение и звезды. Формат альманаха весьма требователен даже к самым лучшим из актеров, короткий отрезок экранного времени – это возможность проявить себя в самой лаконичной форме. Однако сложно выделить хоть кого-то в том наборе звезд, что был собран для фильма. Венсан Кассель и Эмили Мортимер, Райан Квантен и Ванесса Паради, Джон Туртурро и Джейсон Айзекс, Родриго Санторо и Харви Кейтель – такое созвездие должно блистать, но все эти именитые артисты расслабленно нежатся на солнышке Южной Америки, ничуть не заботясь о результате.
Есть у серии «Города любви» и другая, сугубо меркантильная цель. «Рио, я люблю тебя» должен стать фильмом-открыткой, лентой – рекламным проспектом, картиной – маркетинговым баннером. Но нет, даже здесь «Рио» не использует свой потенциал. С чем у вас ассоциируется Бразилия и ее главный город? Пляжи, футбол, карнавалы, самба, кофе, фавелы… Из всего этого зритель в избытке получает лишь пляжи да статую Христа, заглядывающую буквально в каждый кадр. Возможно, бразильцы и хотят презентовать свою страну в другом свете, но что ж так радикально-то? Получилось как-то жалко: вместо Пеле – мячик, вместо фантастических карнавальных шествий – угрюмый праздник одной улочки, вместо фавел – прилизанные центральные улицы из белого камня. И всего одно упоминание о подлинной цели всего этого представления – в 2016 году в Рио приедет Олимпиада, и интерес к городу надо накачивать уже сейчас.
Вот и открылся подлинный смысл всего этого «продакт-плейсмента» городского масштаба – не влюбить, не покорить, не захлестнуть новыми эмоциями, а просто, по-магазинному показать товар лицом. Все это похоже на рекламу российских банков, пивных или водочных концернов, которые приглашают к себе звезд кино и спорта для рекламных роликов. Роналдо в них гарантирует сохранность денег, Брюс Уиллис – проценты по вкладам, Мария Шарапова – питьевую воду, а Дэвид Духовны – пенный напиток. Лживо это и не смешно. Впрочем, чего еще ожидать от того, кто за восемь лет признался в любви уже семь раз и останавливаться, похоже, не собирается?