Вторичный детектив, который не стыдно смотреть.
В городе Хрустальном происходит всплеск изощрённых убийств детей. Население склонно паниковать: 30 лет назад похожие зверства совершал маньяк, которого, по легенде, убили в тюрьме. Дело ведёт начальник местного УВД Геннадий (Николай Шрайбер), ему на подмогу вызывают из Москвы лучшего эксперта по серийным убийцам Сергея (Антон Васильев). Но загвоздка заключается в том, что Геннадий и Сергей – братья, которые ненавидят друг друга, и причина такого неприятия кроется где-то в прошлом. Тайна проговаривается уже в третьей серии, но кровопийце до этого нет дела. На московского гостя (разумеется, гениального сыщика, разумеется, дико пьющего, разумеется, со своими странностями) с первых же дней пребывания на родине совершается ряд покушений. Когда же он догадывается, что логово убийцы находится в старой заброшенной шахте, то его и вовсе – вроде как случайно – чуть не замуровывают. Для успешного завершения дела братья должны помириться, договориться и понять, что на самом деле произошло в прошлом.
У российских мастеров сериальных дел существует два пунктика: снять наш «Твин Пикс» и снять наш «Настоящий детектив». Задачи достойные, но не всегда осуществимые. «Хрустальный» стремится убить двух зайцев. События происходят в провинциальном шахтёрском городке, где все друг друга знают и где тайны живут своей жизнью без срока давности. Недаром инструктор секции детской борьбы (Алексей Маклаков) уверенно шепчет: «Я помню. Я помню всех». И всё это в атмосфере российской готики с барельефами советских времён, холодным мрамором, заброшенными шахтами и тёмными аллеями.
Помните шутку про американский сериал «Настоящий детектив»? «Это альманах, в котором красивые люди отчаянно стараются быть некрасивыми». Здесь та же история. Антон Васильев, которого мы привыкли видеть в ролях жизнерадостных жуликов, баламутов и задир, в «Хрустальном» играет дёрганого циничного и вечно пьяного сыщика, чьи методы расследования не укладываются в привычную канву следователя по особо важным делам. Принцип «чтобы понять преступника, надо думать, как преступник» у него возведён в крайнюю степень. Он на самом деле ловит детей, но, конечно, ничего криминального не совершает и высаживает мальчиков из машины с нравоучениями типа: а если бы на моём месте был настоящий маньяк? Когда он говорит, что идёт охотиться, можно не сомневаться, он отправляется явно не с ружьём на кабана.
То же и с Николаем Шрайбером. Если вы думаете, что он до конца карьеры будет играть рохлей, подкаблучников или санитаров со щенячьим взглядом, то «Хрустальный» докажет вам, что это заблуждение. Генка в исполнении Шрайбера – не только начальник полиции, но и мужик-глыба, молчун, в котором таится тёмное начало и вот-вот вырвется наружу, бомба замедленного действия. Режиссёр Душан Глигоров собрал классный каст из выдающихся актёров, выкладывающихся в «Хрустальном» не по-сериальному дерзко.
«Хрустальный» говорит с нами честно, без расшаркиваний. Впрочем, написавший его Олег Маловичко никогда и не был замечен в каких-то сценарных допущениях и компромиссах. Просто писать для федеральных каналов надо мягче, чтобы не распугать бабушек, но для платформы KION, где и можно посмотреть сериал, Маловичко размахнулся не по-детски, поднимая темы, про которые и говорить-то неудобно, не то что смотреть. Даже если на начальных титрах написано, что сериал основан на реальных событиях, нет-нет да и усомнишься в этом: да ладно вам, так не бывает! Зная вкусы продюсеров Александра Цекало и Игоря Мишина, надо понимать, что всё так и было. Правда, когда полуфантазийный стиль повествования от серии к серии становится всё более реалистичным, флёр таинственности развеивается, и это разочаровывает.
Первые серии «Хрустального» начинаются, как снятые в 90-е французские экранизации книжек, которые написал Жан-Кристоф Гранже. Всё очень таинственно, многообещающе, интрига на интриге, но у Гранже и режиссёров, снимающих фильмы по его детективам, есть одна неприятная деталь: начиная с середины ни у писателя, ни у постановщиков не хватает фантазии, чтобы продолжать нас удивлять и пугать, и всё скатывается к желанию побыстрее перейти к финалу. Мы не знаем, что там на уме у авторов «Хрустального», но хотелось бы верить, что у них-то хватит воображения для того, чтобы держать внимание зрителя до конца сезона. Даже если всё основано на реальных событиях.