Умный и живописный "Город Бога 2" рассказывает о гангстерских войнах малолетних бразильских драг-дилеров и опасном пьянящем воздухе фавел.
Бразилия, жара, трущобы Рио. Два закадычных друга – шоколадных и курчавых – ходят в обнимку и радуются жизни, которая бьет ключом, но по голове промахивается, до поры до времени. После очередной вылазки на пляж юноши вдруг четко понимают, что им стукнуло по восемнадцать, и с этим надо как-то разбираться. Шоколадный Асерола (Дуглас Сильва), обремененный карапузом с соской, задумывается, тянуть ли ему дальше нелегкий воз раннего отцовства или тихо смыться. Курчавый Ларанинья (Дарлан Кунья) комплексует от безотцовщины и мечтает отыскать папу перед тем, как получить паспорт: очень не хочется, чтобы в графе "родители" стоял сиротский прочерк. Пока один ищет отца в себе, а другой по местным тюрьмам и футбольным клубам, в трущобах Рио разгораются гангстерские войны: веселые малолетние драг-дилеры с крупнокалиберным оружием наперевес гибнут за белый порошок пачками. Герои оказываются в эпицентре: один приходится родственником главному бандиту, другой узнает об отце нечто такое, что сам берется за черный пистолет. И жизнь ударяет в голову. По-настоящему.
Бразильскому кино во многом повезло. С отличным климатом, который прохладней африканского и жарче средиземноморского. С португальским языком, который интересней испанского и умней французского. Наконец, с трущобами Рио, где толчется, страдает и получает большое удовольствие от жизни разноцветный, разнокалиберный и совершенно сногшибательный человеческий материал. И с тем, конечно, что проблема детских бандформирований, насчитывает в Бразилии много десятков лет и властями, похоже, нисколько не решается. «Город Бога» /Cidade de Deus/ (2002) – снятый без малого десять лет назад гангстерский молодежный эпос – свои флэш-бэки забрасывал аж в 60-е. После него и с теми же актерами был снят телесериал "Город человека", по итогам которого сделали новый полнометражный фильм, запущенный в наш прокат как «Город Бога 2» /Cidade dos Homens/ (2007). Это не сиквел, а развитие еще одной истории в тех же декорациях.
В других местах, хорошо это или плохо, не могут похвастаться таким размахом. У нас в 90-х тоже были какие-никакие гопники, про которых толком ничего не сняли. А когда захотели снять, выяснилось, что 90-е кончились, гопники повымерли, а выжившие ушли в милицию.
Впрочем, если бы и успели снять, вышло бы, как пить дать, что-нибудь прямо противоположное. Фундаментальное неразличение жизненной силы и страха смерти крайне редко встречается в истории криминального кино, где моду диктуют зацикленные на морали белые англосаксы. Шарм же "Города Бога" был в странном сочетании смертельной опасности, разлитой в воздухе фавел, и того радостного, жизнеутверждающего чувства, с каким создатели, исполнители и зрители этим воздухом дышали. И хотя в новом фильме главную интригу сфокусировали на проблеме взросления, отцовства и семейных ценностях, из сценария можно было вытянуть и гангстерский экшн, и подростковый триллер с бразильским фанком, и шекспировские страсти – все то же, что было в первом фильме, и что осталось в качестве фона в "Городе Бога 2". Тот же воздух, столь любезный автору оригинала Фернандо Мейреллесу, увековечившему младенцев с пушками.