


Исторически повелось, что зомби – это неповоротливые, неуклюжие существа, которые медленно перемещаются и берут живучестью и численностью. Три с лишним десятилетия хоррормейкеры придерживались этого канона, но с некоторых пор все изменилось – в фильмах ужасов последнего десятилетия зомби разделились на «олдскульных» и неторопливых, а также быстрых, а оттого и намного более опасных
Исторически повелось, что зомби – это неповоротливые, неуклюжие существа, которые медленно перемещаются и берут живучестью и численностью. Такими зомби предстали в первых хоррорах, такими их увидел Джордж Ромеро в основополагающей «Ночи живых мертвецов» (1968). Три с лишним десятилетия хоррормейкеры придерживались этого канона, но с некоторых пор все изменилось – в фильмах ужасов последнего десятилетия зомби разделились на «олдскульных» и неторопливых, а также быстрых, а оттого и намного более опасных. Первого, классического видения придерживаются создатели мегапопулярного сериала «Ходячие мертвецы», в то время как авторы блокбастера «Война миров Z» наделили своих зомби устрашающей прытью. Вспомним, в каких других фильмах мертвецы могли посостязаться в скорости с олимпийскими бегунами.
Практически незамеченная во время выхода, но со временем приобретшая культовый статус благодаря своему ироничному, местами даже пародийному тону, «Ночь кометы» рассказывает о двух девушках, которые переживают апокалипсис – ночью пролетавшая мимо планеты комета уничтожила цивилизацию. Те, кто в это время был окружен стальными стенами, как главные героини, выжил, а частично защищенные превратились в кровожадных зомби – которые умели говорить и (при желании) бегать. Впрочем, развивать тему авторы не захотели – мертвецов в фильме очень мало и в смертоносные стаи они не сбиваются.
Возможно, лучший зомби-фильм 80-х, остроумная и одновременно жуткая хоррор-комедия, в которой мертвые оживают после того, как на кладбище проливается ядовитый дождь. Написал и поставил фильм Дэн О’Бэннон, легендарный сценарист «Темной звезды» и «Чужого», и он решил проблему со скоростью мертвецов вполне логично: полуразложившиеся зомби, вылезающие из могил, объяснимо медлительны, а вот те, кто умирает по ходу фильма, после возвращения к жизни вполне прыткие. У картины есть четыре сиквела, из которых внимания заслуживают только первые два.
В основе «Обители зла» лежит видеоигра, и Пол Андерсон хотел передать ее динамику, поэтому зомби у него заметно расторопнее, чем полагается по «классическому» канону, а вдобавок к ожившим мертвецам, получившимся из людей, имеется целый выводок разнообразных зомби-монстров и даже зомби-доберманы, еще более быстрые и смертоносные, чем при жизни! В последующих частях цикла мертвецы ускорились до такой степени, что главной героине в исполнении Миллы Йовович, невзирая на все ее суперспособности, было трудно от них убежать.
По сути, первый фильм нового канона, представивший своих монстров не как оживших мертвецов, а как «инфицированных» вирусом «ярости». Заражение происходит в считаные секунды, жертва теряет способность мыслить, на первый план выходит инстинкт рвать, терзать и крушить. Фильм обошелся своим создателям в 8 миллионов долларов, заработав по всему миру в десять раз больше – с этого момента летопись зомби-истории открыла новую главу. Сиквел под названием «28 недель спустя» снимал уже не Дэнни Бойл, и хотя в плане сюжета и драматургии до предшественника он не дотягивает, именно хоррор-сцены сделаны в нем на твердую пятерку – открывающий картину эпизод, в котором Роберт Карлайл спасается из дома, атакованного «зараженными», возможно, самый напряженный и эффектный в истории жанра.
Одним из первых на подножку отправляющегося локомотива «быстрых» зомби запрыгнул Уве Болл – сейчас фигура легендарная, а тогда мало кому известный немецкий трэшмейкер, ищущий возможность заявить о себе на международном рынке. В основу «Дома мертвых» он положил одноименную игру, а в стилистике постарался полностью скопировать «Обитель зла». Получилось смехотворно плохо (фильм до сих пор входит в сотню худших по версии посетителей портала IMDb), но интерес зрителей к зарождающемуся тренду сыграл ему на руку – фильм неплохо заработал в кинопрокате (да-да, было время, когда фильмы Уве Болла показывали в кино!) и спустя два года получил сиквел. Не такой убогий, но тоже плохой.
В оригинальном фильме Джорджа Ромеро 1978 года действовали классические «медленные» зомби, но Зак Снайдер в своем ремейке решил придать им ускорения (явно под влиянием фильма Дэнни Бойла). Получилось задорно и увлекательно – если фильм Ромеро можно считать «Чужим» в жанре зомби-ужастика, то его ремейк – это «Чужие», безостановочный хоррор-боевик, в котором нет драматизма оригинала, зато есть мощный экшен, в котором кучке выживших героев приходится противостоять целой армии быстрых, агрессивных мертвецов.
Единственный неанглоязычный фильм в нашей подборке, примечательный в первую очередь необычной для своего времени стилистикой – мы видели происходящее «глазами» камеры новостной бригады, приехавшей на вызов в обычный жилой дом в Барселоне. Одна из его квартиранток оказалась заражена неизученным вирусом, который превращает жертв в кровожадных убийц, и вскоре начинается погоня по этажам – ведь снаружи дом уже окружила карантинная служба, запрещающая тем, кто оказался внутри, выходить. Фильм породил два более слабых сиквела (в этом году ожидается и четвертая часть) и американский ремейк, который, в свою очередь, тоже обзавелся продолжением.