Игровое кино и спорт редко удачно сочетаются на экране, дельные спортивные драмы можно пересчитать по пальцам, да и то половина их при этом будет посвящена менеджерам и тренерам, а не самим спортсменам
О фильмах Лени Рифеншталь принято в первую очередь говорить как о нацистских пропагандистских картинах, но поверьте, значение этих лент для мирового кино велико вне зависимости от человеконенавистнического режима, их породившего. «Олимпия» – двухактный гимн человеческой красоте, спорту и массовым мероприятиям, он на долгие годы установил стандарты демонстрации спортивных соревнований. Неожиданные крупные планы, двигающаяся камера, неистовствующая толпа – Рифеншталь создала картину, которая по сей день смотрится на одном дыхании. Спорт в ней оказывается сильнее ненависти.
Тем, кто полагает, что документальное кино – это нечто скучное, монотонное и лишенное выдумки, стоит обратиться к картине Брюса Брауна «Бесконечное лето». Еще в 1966 году сценарист и режиссер Брюс Браун понял, что даже в документалистике должен быть драйв, стремление увлечь зрителя и показать ему такой мир, который не увидишь, просто выглянув за окно. Главные герои ленты – два друга-серфера – колесят по миру в поисках вечного лета и большой волны. Солнце над их внутренней империей практически не заходит, а внутренняя свобода не знает границ и преград. Свободолюбивое кино свободолюбивого времени.
Легендарная документалка Джорджа Батлера и Роберта Фиоре «Качая железо» открыла миру ни много ни мало самого Арнольда Шварценеггера. Пятикратный на то время обладатель титула «Мистер Олимпия» готовится покорить вершину в шестой раз, однако на пути к очередному званию у будущей суперзвезды встает немало проблем личного характера. Лента, отправившая сотни тысяч мальчишек в качалки, один из немногих документальных фильмов, записи которого расходились в магазинах как горячие пирожки, картина, авторитет которой в среде бодибилдеров и культуристов непререкаем уже почти сорок лет.
Мы сознательно обошли своим вниманием большинство очень неплохих лент, рассказывающих о слишком далеких от наших реалий спортивных дисциплинах, но «Большую Бейсбольную Энциклопедию» режиссера Кена Бернса не упомянуть не могли. Все, что вы хотели знать об этой не слишком понятной россиянам игре с мячом и битой, можно найти в восемнадцатичасовом документальном рассказе, ведущем зрителя от истоков зарождения бейсбола до его повсеместного распространения на территории США. Как развлечение фермеров Среднего Запада стало национальным достоянием, звезды которого получают многомиллионные контракты, можно узнать, ознакомившись с колоссальной работой Бернса.
Если антология Бернса охватывает несколько десятилетий бейсбола, то картина Леона Гаста «Когда мы были королями» рассказывает всего об одном боксерском поединке. Одном, но очень значимом для ринга и спорта в целом – схватке Мухаммеда Али и Джорджа Формена в Киншасе в 1974 году. Кровь и пот битвы здесь перемешаны с сухими переговорами промоутеров о месте проведения матча, спортивная ярость Али помножена на отказ от участия во Вьетнамской войне. Необыкновенно тепло принятый критиками и зрителями фильм получил премию «Оскар», за которой на сцену поднялись два главных героя картины, демонстрируя свою дружбу, переросшую любые спортивные схватки.
Давно уже общим местом стало высказывание о том, что «жизнь гораздо изобретательнее любой выдумки», но по-настоящему ощутить справедливость этих слов не так-то просто. Лучший способ – просмотр документальной драмы «Касаясь пустоты» Кевина МакДоналда. В 1985 году два альпиниста совершили невероятное, полное опасностей и лишений восхождение на вершину одного из пиков Анд, спустя пятнадцать лет герои возвращаются на то же место, чтобы поведать свою историю от первого лица. Редкий игровой фильм о покорении гор сможет сравниться с захватывающей лентой МакДональда.
Пока вы продолжаете полагать, что скейтборд – не более чем подростковое развлечение, за океаном катание на доске давно стало разветвленной индустрией, включающей множество весьма достойных соревнований. А свое революционное развитие скейтбординг получил в середине семидесятых, когда банда подростков под названием «Зефир» превратила детское развлечение в экстремальный спорт с собственными звездами, турнирами и призами. Режиссер Стейси Перальта в фильме «Парни на скейтах» рассказывает о том, что скрывается за небольшой доской с колесиками, и рассказывает гораздо лучше игровой ленты «Короли Догтауна», основанной на тех же событиях.
Мы страшно гордимся своими паралимпийцами, людьми, преодолевающими не только спортивные вызовы, но и проблемы с собственным здоровьем, но, увы, память наша о них редко простирается дальше пары дней после окончания мировых состязаний. Американцы о своих спортсменах-инвалидах думают больше и чаще и даже снимают о них фильмы. «Убийственная игра» Генри Алекса Рубина и Дэна Адама Шапиро, например, рассказывает о подготовке паралимпийской команды США по регби к соревнованиям в Афинах. Разработав собственный стиль ведения игры, эти гладиаторы, которых язык не поворачивается называть «инвалидами», превозмогая боль и страдания, готовятся к главному турниру своей жизни.
Десятки спортсменов могут похвастать головокружительными достижениями, которые и не снились обычному человеку, но далеко не каждый сможет рассказать о своем пути к успеху, о столкновении со славой и о неизбежном сошествии с пьедестала. Боксер-тяжеловес Майк Тайсон прожил такую жизнь, в которой уместились и славные фанфары, и позорные страницы, всегда острый на язык, энергичный и непредсказуемый, этот спортсмен в документальной картине Джеймса Тобака откровенно рассказывает и о самых светлых днях своей жизни, и о черных полосах, способных заставить зрителя плакать. Большой фильм о большом спортсмене.
Рассказывая о победах, многие кинематографисты вслед за спортсменами стыдливо прикрывают оборотную сторону многих достижений – допинговые скандалы и увлечение стероидами. Полную выкладку данных о том, как химия влияет на спортивную форму, дал в своем фильме Крис Белл. Бел лично в компании двух своих братьев решил заняться своей физической формой и довести свое тело до состояния, которым могли бы гордиться Арнольд Шварценеггер или Сильвестр Сталлоне. При этом братья используют «запрещенный прием», активно употребляя стероиды. Насколько опасны подобные игры с организмом? Кто из спортсменов идет к победам такой же дорожкой? Белл вскрывает игнорируемую всеми гнойную рану.
Вне зависимости от того, являетесь ли вы поклонником спорта вообще и автогонок в частности, имя Айртона Сенны не может быть для вас пустым звуком. Человек, изменивший мир «Формулы-1», бразильский гонщик, превратившийся в мировую звезду, кумир миллионов, живший стремительно и эмоционально и за рулем, и вне кокпита своего болида. Режиссер Азиф Кападия проследил весь путь «Волшебника» от детского карта до трагической гибели на трассе итальянского Гран-при, показал Сенну не только хладнокровным водителем самой скоростной спортивной машины, но и отзывчивым, добрым, чувственным человеком. Тот случай, когда документальное кино говорит больше любой игровой картины.
То, что мы ни разу не упомянули самый популярный в мире вид спорта – футбол, вовсе не значит, что об игре в мяч нет ни одной достойной документалки. Наоборот, их множество, и они охватывают самые разные аспекты любимой миллионами игры – от детских школ до коррупционных скандалов в верхушке ФИФА. Мы же для ознакомления с закулисьем футбола предлагаем вам документальный фильм братьев Цимбалист «Два Эскобара», рассказывающий о становлении игры в Колумбии в конце прошлого века. В смутные времена волнений внутри латиноамериканской страны только сборная Колумбии по футболу объединяла народ. Поддерживал ее сам Пабло Эскобар, знаменитый кокаиновый барон, в защите же играл Андрес Эскобар, чья ошибка сначала стоила победы сборной, а затем и жизни самому футболисту.