Драма об азиатском финансовом кризисе, помогающая лучше понять «Паразитов» и другие современные корейские хиты.
За неделю до суверенного дефолта, случившегося в Южной Корее в 1997 году, люди пытаются предотвратить надвигающийся кризис. Ши-Хьен, старший финансовый аналитик Банка Кореи, прогнозирует финансовую катастрофу в Корее и предлагает свои контрмеры. Тем временем, Чон Хак, финансовый инвестор, использует кризис для личного обогащения, а владелец фабрики среднего класса, Габ Су, борется за спасение своего бизнеса и семьи.
Кинематограф Южной Кореи находится на невероятном подъеме вот уже почти два десятилетия. Интересным образом его успех почти совпал по времени с мощным экономическим спадом, последствия которого в стране ощущаются до сих пор. Возможно, что именно благодаря кризису корейские кинематографисты добились таких высот в изображении жестокого и обесчеловечивающего эффекта, который капитализм в своем неолиберальном проявлении оказывает на человека и общество в целом. За примерами не надо далеко ходить – вот брат с сестрой из «Паразитов» пытаются подключиться к соседскому вайфаю, а вот молодой парень в «Пылающем» признается, как развлекается, сжигая чужие теплицы.
Реальную причину этого зла – азиатская финансовая катастрофа 1997 года – корейский кинематограф упоминал редко, до недавнего времени. Финансовая драма, целиком посвященная тому, как корейское правительство признало себя банкротом и обратилось за помощью к Международному валютному фонду, стала хитом местного проката и собрала 3,7 миллионов зрителей. Произошло это вовсе не из-за выдающихся художественных качеств картины – ее создатели выбрали наиболее прямой способ рассказа истории, сосредоточившись на трех персонажах разного полета. История финансового аналитика в крупнейшем банке страны показывает нам то, как себя вела власть во время кризиса, молодой инвестор снабжает повествование экономическими терминами и выкладками, а владелец небольшой фабрики по производству металлических плошек для риса символизирует миллионы обычных корейцев, доведенных до самоубийства.
Не стоит ждать от «Дефолта» изобретательности и наглядности. Здесь нет подмигивающих зрителю сцен, и Марго Робби в ванной с бокалом шампанского не разложит вам популярно финансовые обороты. Про такие основные для понимания экономической ситуации в Корее вещи, как «чеболи» (крупные конгломераты типа LG или Samsung, определяющие экономику страны) или «Чудо на реке Ханган», вам придется самим вычитывать в Википедии. «Дефолт» больше упирает на человеческие эмоции или драматические сцены, где персонажи стоят на краю моста в отчаянии.
Когда на экране появляется Венсан Кассель в роли реальной персоны Мишеля Камдессю, директора-распорядителя Международного валютного фонда, выступающего в интересах США, и без того серьезная картина ощетинивается. Госдеп показан в крайне негативном свете, акции продолжают падать, а напряжение и ощущение безнадежности - возрастать. Удивительно, что несмотря на полное отсутствие крови на экране, «Дефолт» вполне может претендовать на звание самого брутального корейского фильма последних лет.