Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

11 антиутопий, которые заставят вас полюбить реальность

Окружающий мир сказкой не назовешь: терроризм и голод, военные конфликты и неизлечимые болезни, мировой финансовый кризис и проблема миграции – так или иначе, проблемы касаются каждого из нас

Добавить в закладки
Бывает и хуже

Кадр из фильма "Зеленый сойлент"

Можно верить или отрицать все, что связано с теориями изменения климата или перенаселенности планеты, но продовольственная проблема наверняка в будущем окажется одним из самых горячих вопросов выживания человечества в целом. Со временем качественные продукты питания будут все в большем дефиците, экологически чистая пища превратится в редкость и деликатес, а питательный суррогат, содержащий все необходимые микроэлементы, взамен разнообразного каждодневного рациона – дело ближайших нескольких лет. Главное, не оказаться при этом в плену, описанном в «Зеленом сойленте» Ричарда Флейшера, – там замена обычным продуктам готовилась из… человеческих останков, которые оказались дешевле и питательнее сои и планктона. А мы тут жалуемся на пальмовое масло и сырный продукт…

Кадр из фильма "Бегство Логана"

До выхода в марте этого года мрачной комикс-экранизации имя «Логан» у большинства любителей кино ассоциировалось не с престарелым мутантом, а с молодым героем антиутопии «Бегство Логана», выслеживающим тех, кто нарушает простые правила герметично защищенного города будущего. Во вселенной «Бегства» из-за перенаселенности внутри убежища от радиации и последствий разрушительной ядерной войны принято решение ограничивать продолжительность жизни граждан тремя десятками лет. Тех, кто перешагнул 30-летний рубеж, отправляют на весьма жестокую казнь, и не стоит удивляться, что добровольцев находится немного. Главный герой занят тем, что отлавливает «дезертиров», но внезапно он и сам оказывается в очереди смертников. Современное общество тоже во многом ориентировано на молодежь, но от стариков мы пока не избавляемся. По крайней мере, не так явно.

Кадр из фильма "Бегущий человек"

Американцы довольно серьезно относятся к тому, каким будущее продемонстрировано в боевике Пола Майкла Глейзера «Бегущий человек», тем более что действие картины разворачивается в 2017 году. Правда, по сюжету фильма установлению в США тоталитаризма предшествовали разрушительное землетрясение и чудовищный экономический кризис, но о роли телевидения в судьбе государства можно говорить, невзирая на отличия от реальной истории. Жестокое красочное шоу «Бегущий человек» в этой альтернативной Америке заменило все остальные программы, правительство отвлекает зрителя от проблем смертями и травмами, получаемыми современными гладиаторами. Западный мир, впрочем, зависит от «зомбоящика» ничуть не больше нашего – у нас разве что вместо «кровавого спорта» на экране «мочат» очередную шурыгину или внимательно вслушиваются в бред условного дружко. Люди, вам промывают мозги, и это не фантастика!

Кадр из фильма "Дивный новый мир"

Описанный в книге Олдоса Хаксли, а затем перенесенный на экран Лесли Либман «Дивный новый мир», пожалуй, достаточно близок к тому, что мы видим сейчас. И от этого становится еще страшнее. Конечно, пока мы не дошли до того, чтобы выращивать детей в пробирках и контролировать с момента зачатия их умственные и физические данные. Но современное общество уже достаточно сильно разделено – рожденный ползать почти не имеет возможности взлететь не только в России, но и в куда более благополучных странах. А повсеместное увлечение гаджетами и наша зависимость от смартфонов, телевизора и Интернета – разве это не похоже на то манипулирование сознанием, которое применяется в Лондоне будущего из фильма? Да и сома, наркотик, употребляемый человечеством будущего, недалеко ушел от реальных табака и алкоголя. Если к чему-то современное общество потребления и способно привести, то как раз к «Дивному новому миру».

Кадр из фильма "Эквилибриум"

Антиутопические общества многих книг и картин отличаются жестокостью, забюрократизированностью, даже деспотичностью своих правителей, но они редко претендуют на управление внутренним миром человека. Жители государства Либерия в боевике «Эквилибриум» лишены даже возможностей испытывать яркие чувства и эмоции: вместо этого – разумеется, с самыми благими намерениями – власть каждому ежедневно выдает пилюли, подавляющие любое проявление страстей и желаний. Желающим избежать моральной «кастрации» приходится прятаться от спецслужб, ведь отказ от таблеток карается казнью. Даже наблюдать за таким обществом тягостно, а уж жить в мире, где тебе запрещено держать дома питомца, и вовсе не хочется, но правила есть правила – щеночек может заставить вас улыбаться или проявлять любовь.

Кадр из фильма "Не отпускай меня"

Одно из наиболее пугающих альтернативных обществ построил в своем фильме «Не отпускай меня» режиссер Марк Романек. Альтернативных – потому что будущим его мир не назовешь, это та Британия, которую мы можем наблюдать сейчас, с одной небольшой поправкой. Отличие лишь в том, что в фильме законным образом разрешено выращивать людей в качестве доноров органов. Главная героиня живет в специальном интернате, оторванном от остального мира, дети в нем растут, окруженные любовью и заботой, их воспитывают и учат наравне с обычными, но всех их ждет страшная участь – по требованию государства они обязаны стать донорами. Если операция позволяет жить дальше, их продолжают поддерживать, если нет – просто вычеркивают из жизни. С одной стороны, все мы хотели бы продлить свою жизнь путем замены вышедших из строя органов, но не таким же образом.

Кадр из фильма "Сквозь снег"

К вопросу демонстрации антиутопического общества в триллере «Сквозь снег» сценарист и режиссер Пон Чжун Хо подошел весьма прямолинейно: «несветлое будущее» у него демонстрируется в рамках несущегося на всех парах по обезлюдевшему миру поезда, где каждый вагон – отдельный уровень благосостояния и социальной лестницы. Наиболее бедные и бесправные ютятся в разбитых вагонетках в хвосте состава, аристократы же жмутся ближе к топке и камбузу в первых вагонах поезда. Главный герой пробирается сквозь слои и страты для того, чтобы узнать, кто рулевой и куда мчится грандиозное многокилометровое железное чудище. Кастовые различия и разрыв между богатыми и бедными существуют, конечно, и сегодня, однако до столь страшных реалий мы пока не дошли.

Кадр из фильма "Элизиум. Рай не на Земле"

Фантастический боевик Нила Бломкампа «Элизиум. Рай не на Земле» – классическая экранизация мифа о рае и аде: где-то в небесах парит прекрасный город, где все молоды, здоровы и счастливы, а на Земле, среди разоренных городов и уничтоженной природы, влачат жалкое существование сирые и убогие «недостойные». Кроме религиозной аллюзии в «Элизиуме» легко просматривается указание на катастрофическое положение с экологией – мир действительно стоит на грани краха, когда природа уже будет не в силах сдерживать варварскую деятельность человечества. Но еще ближе мы к тому разделению, которое случилось в медицине, – даже сегодня железное здоровье себе позволить могут исключительно «тугие кошельки», самым бедным же слоям даже одноразовые шприцы не по карману. Так и до летающих Элизиумов недалеко.

Кадр из фильма "Лобстер"

Из всех представленных в подборке картин драма Йоргоса Лантимоса выглядит наиболее вычурной и изощренно жестокой, хотя, казалось бы, мир, в ней продемонстрированный, не отличается кровожадностью и чрезмерным насилием. Властители города будущего в «Лобстере» всего лишь заботятся о вашем счастье и оберегают от одиночества – если вы остаетесь один (от главного героя фильма уходит жена), то вам будет предоставлена возможность найти себе вторую половинку в специальном отеле для таких же одиночек. Времени достаточно, выбор на любой вкус, но затягивать с решением не стоит – тех, кто парой не обзавелся, превращают в животное и отпускают резвиться на природе. Своим последним желанием вы можете выбрать, какой из зверушек хотели бы стать, но это сомнительная компенсация за человеческий облик.

Кадр из фильма "Равные"

Равенство – давняя и, увы, несбыточная мечта человечества, достижима она лишь в фантастике, но так ли прекрасен «мир равных»? Режиссер Дрейк Доримус в фильме «Равные» рассказал историю общества, где жители с целью избавления от конфликтов, ненависти, войн и болезней добровольно отказались от эмоций. Они стали равными в грандиозном Коллективе, где у каждого есть предназначение, каждый нужен и оценен по заслугам. Вот только чувств эти люди лишены, а обретение их моментально отражается на человеке самым пагубным образом – среди «расчувствовавшихся» высок процент самоубийств. Герой фильма внезапно ощущает новое чувство – влюбленность к своей коллеге. Опасаясь преследования или даже смерти, он скрывает свои чувства, но любовь ведь не спрячешь, правда? В современном обществе «шуры-муры» в офисе тоже не слишком приветствуются, но в изолятор за это пока не отправляют.

Кадр из сериала "Рассказ служанки"

Роман канадской писательницы Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» был написан в 1985 году, а в 1990-м его уже переносили на экран, но с выходом этой весной одноименного сериала стало понятно, что для 2010-х история стала даже более актуальной, чем для конца прошлого века. Серия природных катастроф, приведшая к резкому снижению рождаемости из-за потери женщинами возможности забеременеть, это только верхушка айсберга, куда более важным и страшным в сериале выглядит то общество, которое построено на месте современных США, так называемая Республика Гилеад. Это христианская теократия, в которой к власти пришли религиозные фундаменталисты, урезавшие права и свободы человека, «неугодные Богу». Служанки здесь – каста женщин, способных зачать и выносить дитя, их используют для продолжения рода офицеров и чиновников вопреки воле и желаниям. Сериал демонстрирует историю первого поколения этих невольниц, и зритель может собственными глазами увидеть, что же в мире пошло не так, откуда столько жестокости и невежества.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?