Выходят "Каникулы строгого режима", комедия с Безруковым и Дюжевым про беглых зеков, которые выясняют, какой лагерь лучше -- с охраной или с пионерами.
Двум заключенным приходится бежать из тюрьмы. Один (Дюжев) – бывший мент, и на обычной зоне его зарежут. Другой (Безруков) – самый главный пахан, хранитель общака, под которого успешно копают конкуренты. Бежать им, в общем, некуда, но друг бывшего милиционера устраивает их работать пионервожатыми в озерный пионерлагерь. Там есть крыша над головой, еда, "женщины, возможно" и там их точно не будут искать. Ну а потом мужчины (прежде всего вор в законе) втягиваются: десятилетние дети не дадут соскучиться, а держать их под контролем не намного трудней, чем контролировать взрослую зону. Лагерь – он и есть лагерь.
Понятно конечно, что для некоторых слоган "От создателей "Адмирала" – как лилия на плече, клеймо больших бюджетов, больших пиар-возможностей и преступного знания стыдных эрогенных зон коллективного зрительского тела. Надо, однако, признать, что со времен "Джентельменов удачи" ни одного толкового фильма, не говоря уже комедии, про побег из тюрьмы не появилось (про «Консервы» (2007) и «Побег» (2005) Кончаловского умолчим). И это в стране, где за колючкой сидит почти миллион, блатняк в любой "девятке", а мент и вор все так же архангелы местного космоса. Пробел следовало заполнить. Логично, что заполнить его решили Джаник Файзиев, Анатолий Максимов и незримо парящий над ними Константин Эрнст. Если добавить, что авторы романа, по которому поставлен фильм – Андрей Кивинов и Федор Крестовой, первый из которых много лет проработал в органах и придумал "Улицы разбитых фонарей", а второй девять лет провёл на зоне, то смешение жизни и креатива получается почти устрашающим.
Кончится все светлой печалью, дружбой и большой любвью. Режиссер Зайцев пересмотрел классические советские комедии про уголовников и пионерлагерь, и попытался вернуть большой стиль одновременно смешно и непозорно. "Каникулы" в этом смысле – история про то, что спустя двадцать лет Петров и Васечкин пойдут такими кривыми дорожками, что даже снова встретятся в конце, чтобы ухаживать за красивой Аленой Бабенко и гонять пионеров, которых хоть и отменили, но "лучше пионеры, чем наркоманы". Прошлое под сочувственным взглядом Файзиева и Максимова вновь встречается с настоящим, они друг другу не нравятся и одно не краше другого, но – никто не обещал, что будет легко, обещали, что будет весело.
Обещание почти сдержали. Когда Безруков в костюме черта выглядывает из выреза сердечком в двери дощатого сортира и пугает начальника своего лагеря – это смешно. Или когда Дюжев обманывает отсидевшего пятнадцать лет урку, что за эти годы произошла сексуальная революция и девушкам теперь нужно прямо говорить, чего от них хочешь – это тоже смешно. И если мальчик из «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» (1964) спросит свое незабвенное: "А че это вы здесь делаете?", ему ответят: мальчик, не вертись. Жанр "народной комедии со звездами" соблюден, замечательному Безрукову очень идет фикса, хорошему Дюжеву – образ народного артиста.
А если кому вдруг не смешно, тому, как говорила Мордюкова в "Бриллиантовой руке", газ отключат.