Джордж Оруэлл в стимпанке и Терри Пратчетт с Джонни Деппом — в честь дня рождения Терри Гиллиама вспоминаем, какие его проекты так и остались лежать в долгом ящике
78 лет исполняется Терри Гиллиаму — режиссёру «Бразилии», «Короля-рыбака», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» и «12 обезьян», участника скетч-группы «Монти Пайтон» и, безусловно, главного фантазёра современного кино. Гиллиам известен не только за его прекрасные фильмы, но и за то, как сложно они ему даются — мы даже переводили целое видеоэссе, посвящённое этой проблеме. Почти каждый его проект оборачивается производственным адом — немудрено, что помимо всех реализованных проектов у американско-британского гения осталась тонна тех, реализовать которые ему не удалось. Сегодня мы хотели бы вспомнить именно о таких.
Дефективный детектив
После успеха «Короля-рыбака» Терри Гиллиам вновь объединился со сценаристом Ричардом ЛаГравенесом — теперь для работы над фильмом «Дефективный детектив». Он должен был рассказать о психически нестабильном страже порядка, который в ходе поисков пропавшего ребёнка попадает в странный сюрреалистичный мир, что-то наподобие страны Оз из произведения Фрэнка Баума.
Сюжет просто идеальный для Гиллиама: в центре истории герой-чудак, попадающий в мир на стыке реальности и фантазии. В общем-то, стандартная для режиссёра история, в которой много места, где он мог развернуть своё уникальное видение. На главную роль в фантасмагорическим детективе Терри намеревался взять Николаса Кейджа — как говорится, name a better fucking duo. Снимать ленту режиссёр хотел сразу после «12 обезьян», но не сложилось: продюсеры не выделили нужной суммы, и проект ушёл в долгий ящик. По словам Гиллиама, он до сих пор жалеет, что не смог воплотить этот фильм в жизнь, и всё ещё надеется, что шанс ему таки представится. Ну, один долгострой он уже завершил — почему бы не вернуться и к «Детективу»?
Повесть о двух городах
«Повесть о двух городах» — одно из самых популярных произведений Чарльза Диккенса и одна из самых продаваемых книг вообще. Её уже не раз экранизировали: в 1939 и 1958 годах вышли полнометражные фильмы, в 1980-м — телефильм, в 1989-м — мини-сериал. Очевидно, раз Гиллиам решился взяться за историю, которую уже не раз пытались рассказать до него, у режиссёра были на то веские причины, и, скорее всего, его подход сильно бы отличался от прошлых вариаций.
Но точно этого мы уже никогда не узнаем. Сейчас о проекте известно лишь то, что на главную роль Терри хотел взять Мела Гибсона. И именно из-за австралийского актёра фильм не состоялся: как раз в то время, в начале девяностых, Гибсон сам увлёкся режиссурой и неохотно брался за новые роли. Когда Мел отказался, Гиллиаму пришлось урезать бюджет пополам, а на замену взять Лиама Нисона — но без громкого звёздного имени проект уже никто не хотел финансировать.
1884
Своеобразный художественный стиль Терри Гиллиама, сформировавшийся у него ещё со времён анимационных вставок в «Монти Пайтоне», часто называют предтечей стимпанка. Гиллиам, как и художники этого направления, любит смешивать современные технологии с эстетикой эпохи первых индустриальных революций — в той же «Бразилии», несмотря на то что действие происходит в будущем, много причудливых паровых механизмов.
Рано или поздно должно было случиться так, что Гиллиам обратится непосредственно к стилистике стимпанка. И однажды он это сделал — точнее, попытался сделать. Вместе с режиссёром-аниматором Тимом Олливом он замыслил stop-motion мультфильм «1884» — стимпанк-адаптацию романа Джорджа Оруэлла «1984», чьё действие происходит в Лондоне эпохи промышленных революций. В 2009 году авторы показали небольшой отрывок из будущего фильма, но с тех пор производство остановилось. Тем не менее официально «1884» ещё никто не отменял: быть может, когда-нибудь мы его да увидим.
Благие знамения
Тот случай, когда мечта почти стала явью: два великих Терри, Гиллиам и Пратчетт, объединились вместе для экранизации комедийного фэнтези «Благие знамения». Их удивительная фантазия и общая страсть к тонкому британскому юмору просто обязаны были родить шедевр на века. И вроде всё было хорошо: деньги выделили, главными ролями заинтересовались Джонни Депп и Робин Уильямс, и вот-вот уже проект должен был выйти на активную стадию производства.
Но вновь не сложилось. Гиллиама расстраивала необходимость «уложить» большой роман в двухчасовой сценарий, а студии наотрез отказывались выдавать ему деньги на несколько частей. Проект забросили, и лишь в 2014 году роман адаптировали для радиопостановки BBC. А теперь телеканал Amazon делает по нему мини-сериал, уже с Дэвидом Теннантом и Майклом Шином в главных ролях и, что радует, Нилом Гейманом (соавтором романа наравне с Пратчеттом) в качестве сценариста. Неплохо, весьма, но теперь вряд ли когда покинет мысль, что могло быть совсем замечательно.
Тесей и Минотавр
Наверное, самая старая из нереализованных Гиллиамом идей. Сразу после своего полноценного режиссёрского дебюта, фильма «Бармаглот» (ленты «Монти Пайтонов» не в счёт, их Гиллиам снимал совместно с Терри Джонсом), он хотел снять картину об античном герое Тесее — том самом, который зарубил Минотавра. Фильм Гиллиама должен был сконцентрироваться на жизни героя после того, как он выбрался из лабиринта царя Миноса.
В отличие от остальных пунктов этого списка, в незавершённости «Тесея и Минотавра» студии нисколько не виноваты. Просто сам Гиллиам, несмотря на долгую работу над проектом, так и не был им полностью удовлетворён и забросил идею. В интервью 2009 года он заявил, что сценарий «никогда так и не созрел».
Бандиты времени 2
Первым заметным кассовым успехом в карьере Гиллиама стала фэнтезийная комедия «Бандиты времени» о группе карликов, проворачивающих дерзкие ограбления с помощью машины времени. Фильм вышел в 1981 году, и уже в начале девяностых Гиллиам подумывал о написании сиквела к нему — учитывая, что в его карьере нет ни одного продолжения, стоит верить, у него были на то веские причины. Позже он переделал сценарий под несколько маленьких телевизионных фильмов — но и их не удалось запустить в производство.
Янки из Коннектикута при дворе короля Артура
К слову, о путешествиях во времени. Примерно в то же время Терри Гиллиам загорелся идеей экранизировать роман Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — чуть ли не первое в истории произведение, где фигурировала идея межвременных перемещений (за шесть лет до «Машины времени» Уэллса). История о современном парне, который попадает во времена короля Артура и использует свои технические знания для утверждения себя в роли придворного мага, не нашла поддержки продюсеров.
Зато сюжетный ход с героями из разных времён (или как будто из разных времён) Гиллиам припрятал для «Человека, который убил Дон Кихота». Именно тогда он придумал персонажа, которого позже сыграет Адам Драйвер.
Гарри Поттер
Когда Warner Bros. запустили в производство первый фильм о Гарри Поттере, писательница Дж.К. Роулинг просила рассмотреть кандидатуру Терри Гиллиама в качестве постановщика. По её мнению, стиль режиссёра отлично подходил истории о мальчике, который из серого повседневного мира попадает в удивительный мир волшебства и магии. Спорить с ней сложно — Гиллиам действительно идеально подходит на эту роль.
Сам Терри был совсем не против снимать «Гарри Поттера» — но продюсеры распорядились иначе. Скорее всего, попросту испугались тех проблем, которые часто возникают с проектами Гиллиама: постоянные увеличения бюджета, долгие съёмки, в общем, всё то, что уже пережили и «Бразилия», и его «Мюнхгаузен», и особенно «Человек, который убил Дон Кихота». Поэтому они выбрали куда более «удобного» Криса Коламбуса, чем, к слову, очень рассердили Гиллиама.
«Я был идеальным выбором для “Гарри Поттера”. Я помню, как вышел со встречи, сел в свою машину и около двух часов просто ездил туда-сюда по Малхолланд драйв, настолько я был злой. Версии Криса Коламбуса ужасны. Дико скучно и прозаично».
И хотя мнение Гиллиама насчёт того, что получилось у Коламбуса, можно не разделять — всё же первые два «Гарри Поттера» вышли хорошими сказками, — уж больно интересно посмотреть, как материалом Роулинг распорядился бы один из самых ярких фантазёров современного кино.