Рассказав в предыдущем выпуске наших «Историй…» о голливудской кинокомпании Vertigo Entertainment, мы допустили опасную недоговоренность
Британская Vertigo своим основанием обязана приятельским отношениям двух начинающих британских кинематографистов. Первый – Аллан Нибло – к 2001 году уже попытал счастья в режиссуре с невзрачной романтической лентой «Петля», в которую каким-то немыслимым образом занесло Энди Серкиса, а продюсером поработал на молодежной комедии «В отрыв!» и драме «Юго-запад 9». Второй – Джеймс Ричардсон – в 2001 выступил сопродюсером триллера «Чмок, чмок, ба-бах!» (не путать с «Поцелуем навылет» Шейна Блэка с аналогичным английским названием). Обоих продюсеров связывал интерес к английским проблемам и пристальное внимание к жителям лондонских окраин. В 2002 году приятели обсудили насущные проблемы британского кинопроката и решили своими силами поднимать зрительскую культуру, продвигая независимые зарубежные фильмы и снимая собственные, отвечающие их видению мира. Для этого число компаньонов удвоилось – в основатели Vertigo добавились дистрибьютор Руперт Престон и режиссер Ник Лав.
Двумя первыми картинами, которыми новоиспеченная компания Vertigo Films вплотную занялась как производитель, стали «Фанаты» и «Глухой пролет». «Фанаты» были давно задуманы тем самым Ником Лавом, примкнувшим к предприятию в последний момент, и должны были не столько рассказать историю фанатского футбольного движения, сколько продемонстрировать беспросветность и отчаяние существования целого пласта английской молодежи, не имеющей иного выхода для накопившейся энергии, кроме драк, пьянства да просмотра футбола. Именно то, что хотели Ричардсон и Нибло! Вышедший в 2004 году фильм не особенно заметно прошел в Британии и США, но стал едва ли не «настольной книгой» для российского фанатского сообщества, черпавшего из картины жаргон, приемы, атрибутику и даже стиль своих английских «коллег». «Глухой пролет» Майкла Дауса был полной противоположностью «Фанатам» – драмой о глохнущем диджее, открывающем новый мир отзывчивых, чутких людей взамен своей гламурной жизни, наполненной вечеринками и концертами.
После этого двойного блина (нельзя сказать, что они были комом – «Пролет» получил несколько фестивальных призов) компания переключилась на дистрибуцию, где открыла для себя датского гения Николаса Виндинга Рефна, чьи «Дилер 2» и «Дилер 3» вошли в пакет Vertigo. Собственное производство в то время имело ярко выраженный вторичный оттенок – Ник Лав выпустил триллер «Конкретный бизнес», и успех «Чудаков» Джонни Ноксвиля пыталась повторить комедия «Грязный Санчез», хоррор «WAZ: Камера пыток» метил на место британской «Пилы», но обломал зубы. Компании нужен был свежий оригинальный материал, с которым можно было сделать себе имя. И он нашелся – Рефн, не слишком торопящийся в Голливуд, снял для Vertigo в 2009 году «Бронсона», жизнеописание одного из опаснейших преступников Британии, роль которого исполнил Том Харди. Не то чтобы фильм стал знаковым событием, но вместе с именами Рефна и Харди на устах киноманов появилось и название Vertigo Films. Впрочем, удержаться на гребне волны компании не удалось. Накопленный опыт вылился лишь в очередной самоповтор Ника Лава «Фирма» да в совместную работу Германии, Британии и Израиля «Аджами», номинированную на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Очередной всплеск интереса к Vertigo Films возник, как ни странно, после очередного резкого поворота в жанровой политике компании – в 2010 году на экраны вышли два очень разных фильма: танцевальная 3D-мелодрама «Уличные танцы» и минималистический фантастический триллер «Монстры». Первому удалось за счет эффекта объема «откусить» от пирога многочисленных «Шагов вперед» лакомый кусок, второй сделал звездой режиссера Гарета Эдвардса (ему сейчас поручено возрождение «Годзиллы»), превратившего фильм с полумиллионным бюджетом в культовую картину. Оба фильма получили зеленый свет на производство сиквелов. «Танцы» возможностью воспользовались сразу – в 2012 и 2013 годах вышли два продолжения, а вот «Монстры 2» еще только снимаются.
И снова подъем завершился безвольным падением – в последующие годы крах потерпели попытки снимать хорроры («Ночь в лесу» и «Клиника»), семейная комедия «Ужасный Генри» многих отвадила смотреть кино о детях, англоязычный ремейк «Дилера» оказался «ни рыба ни мясо»… В итоге в 2013 год Vertigo Films вошла всего с двумя проектами, уже упомянутыми «Уличными танцами 3» и историческим боевиком «Молот богов», и снова оказалась на задворках. Однако вполне возможно, что это лишь небольшой шаг назад для прыжка в будущее – ведь впереди у Vertigo Films очередной букет самых разноплановых картин. На 2014 год запланированы триллер «Монстры 2: Темный континент», музыкальная мелодрама «Прогулка по солнечному свету» и фантастическая «Команда уничтожить». Что-то из этого непременно выстрелит, но мы почти уверены, что выводы, в каком направлении двигаться дальше, снова сделаны не будут. Иначе это уже не будет головокружением, правда?
Самые кассовые фильмы: «Уличные танцы 3D», «Уличные танцы 2», «Монстры».
Крупнейшая неудача: «Грязный Санчез».