Марлен Дитрих, Бетти Пейдж, Уильям Гибсон, маленький хищный рачок и африканец-масаи -- в мире Чужого нашлось место почти для всех.
Режиссер и сценарист Дэн О'Бэннонc придумал историю о инопланетном чудовище, которое откладывает личинок в тела астронавтов. Уже написав черновик сценария, он увидел, как часто в нем используется слово "чужой" – Alien – и вынес его в название.
А взрослого чужого, с характерными челюстями, нарисовал Х.Р. Гигер, швейцарский художник, скульптор и визионер, нарисовавший, кроме всего прочего, эскизы для неснятой "Дюны" Алехандро Ходоровски и культового немецкого трэша "Кондомы-убийцы" /Kondom des Grauens/ (1996). Одну из партий набросков Гигера в аэропорту Лос-Анджелеса задержала таможня, испугавшись картинки с личинкой чужого на лице одного из героев. Представителям Компании (здесь и в дальнейшем – XX Century Fox, а не Weyland-Yutani) пришлось специально ехать в аэропорт объясняться с чиновниками.
В ранней версии сценария
У продюсеров бывают профессиональные чтецы, которые пересказывают продюсерам содержание сценариев. Тут чтец сказал, "Это как "Челюсти", только в космосе".
Прототипами Чужого стали хищный рачок Phronima размером 2,5 сантиметра и мурена – рыба, у которой действительно есть два набора челюстей.
Сценаристы первого "Чужого" очень любили Джозефа Конрада. Корабль, на котором летит Рипли, называется "Ностромо", так называется один из романов писателя-мариниста, шатл "Нарцисс" – отсылка к другому роману Конрада. Во второй части франшизы, в
В
Роль Чужого в первом фильме играл Боладжи Бадеджо, масаи, студент-дизайнер ростом 210 см., с очень худыми руками и ногами. Ридли Скотт хотел, чтобы Чужой выглядел так, словно внутри у него не может быть человека.
Первый чужой оказался куда менее мрачным и кровавым, чем хотелось Ридли Скотту. Например, Скотт хотел, чтобы Чужой в конце фильма откусил голову Рипли, сел в ее пилотское кресло и ее голосом обратился бы к землянам. Руководство компании это не одобрило.
В фильм не вошла сцена, в которой капитан Даллас лежит в коконе, его кушают личинки, а он просит Рипли убить его, и Рипли гасит его из огнемета. Зато похожая сцена есть в последнем "Чужом", где Рипли-8 убивает уродливую Рипли-7, плод неудачного генетического эксперимента.
Сцена с прорывом груди была снята одним дублем. По слухам, актеры не знали, что увидят. Это не совсем правда – им объяснили, но не сказали, что будет так грязно. Джон Херт спрятался под столом, просунул голову и конечности через дырки в столе, "присоединив" их к механическому торсу с сжатым воздухом, чужим и животными кишками. Остальным актерам не сказали, что кишки будут настоящие.
Дизайнер и оператор лицевого осьминога и личинки из груди хотел, чтобы личинка вылезла из Кейна, помогая себе маленькими ручками. Но компания решила, что это гораздо страшнее, чем настоящая кровь и кишки.
Кэмерон долго не мог договориться с Сигурни Уивер, которая, в принципе, не хотела римейка "Чужого". Тогда он позвонил агенту Шварценеггера и пообещал ему, что если Уивер не согласится, то он вычеркнет ее из сценария и перепишет главную роль для Арни. Как Кэмерон и предполагал, агент Арни немедленно рассказал об этом агенту Уивер, а тот немедленно позвонил директору по производству кинокомпании, так что они уже приложили все усилия, чтобы как можно скорее подписать Уивер.
Винтовки десантников в "Чужих" – это на самом деле Thompson M1A1 с приделанным к нему дробовиком Franchi SPAS 12.
Большие пулеметы десантников – это на самом деле немецкие пулеметы MG 42 (особенно это заметно на ручных пулеметах, где хорошо виден характерный дульный тормоз). Установлены они на кинооператорской сбруе от стедикама. Вес пулеметов, даже без дополнительных косметических приспособлений и без патронов – более 10 кг.
Шлемы десантников – модифицированная версия знаменитого американского шлема M-1, стальной каски, состоявшей на вооружении войск США с 1941 до начала восьмидесятых.
Джинетт Голдстайн, игравшая рядовую Васкес, не могла сама справиться с отдачей, когда убивала Чужого из пистолета. Ее дублировала продюсер Гэйл Энн Херд, тогдашняя жена Джеймса Кэмерона, единственная на съемках женщина, умевшая пользоваться пистолетом.
Джеймс Кэмерон заставил актеров персонализировать свои костюмы, разрисовать их надписями и рисунками. На шлеме капрала Дитрих (Синтия Дэйл Скотт) написано "Blue Angel" – посвящение Марлен Дитрих, разумеется.
Броневик, на котором ездят десантники, это модифицированный тягач, который Британские авиалинии используют, чтобы таскать самолеты по летному полю. Оригинальный тягач весит 75 тонн, но после того, как с него сняли большую часть свинца, он стал легче на 30 тонн.
Первый вариант сценария "Чужого3" написал Уильям Гибсон. В этой истории Рипли большую часть времени провела в коме. В фильм из него попали только штрих-коды на шеях заключенных. Было очень много вариантов сценариев, причем уже когда фильм рекламировался. Была версия, в которой действие происходило в монастыре. Изначально сценаристы хотели вселить Чужого в вола, а не в собаку, но отказались из-за технических трудностей.
Еще одна идея, придуманная Винсентом Уордом, заключалась в том, что планета должна была быть вся в лесах, в ней – монастырь, в котором монахи считают, что живут в постапокалиптическом средневековье. Они винят в появлении Чужого саму Рипли. Мало того, Чужой овладел Рипли традиционным способом, поэтому родить она должна была человеко-чужого гибирда. Декорацию монастыря уже почти построили, когда сценарий переписали и пришлось переделывать его в тюрьму. Всего же на строительство ненужных, так никогда и не использованных декораций ушло 7 миллионов долларов.
К третьему фильму руководство кинокомпании потребовало от Гигера более сексуального Чужого, поэтому он нарисовал ему губы.
В "Чужом: Воскрешении" Жан-Пьер Жене хотел показать, как воссозданную из пепла Рипли кусает комар – и тут же растворяется в воздухе под действием кислоты. От этой идеи его отговорили специалисты по спецэффектом – слишком дорого.
Компания сначала хотела пригласить режиссером Дэнни Бойла – и конечно это были бы совсем другой "Чужой". Он, однако, отказался, чтобы снять "Жизнь хуже обычной" /Life less ordinary, a/ (1997).
Рипли подписалась участвовать в этом проекте после того, как увидела в сценарии сцену встречи Рипли-8 с остальными семью.
Чтобы снять кадр с точки зрения Чужого, вырывающегося наружу из Лиланда Орсера, актеру засунули в глотку камеру на гастроскопическом щупе, а потом пустили пленку задом наперед.