Случай "Босиком по мостовой" с диагностированной девицей, сбежавшей из психушки, ведет ту же линию, что "Человек дождя", "День восьмой" и "Принцесса и воин". Тем не менее, фильм Тиля Швайгера вовсе не окончательно вторичен. Красавец-немец, гордость нации, артист, режиссер, сценарист и продюсер, прекрасно знает, что делает.
Тридцатилетний обалдуй, позор семьи нарвался на чокнутую девицу, она не отстала, они пустились в странствие, по дороге он в нее втюрился. Начиная с классического "здорового" "Это случилось однажды ночью" /It Happened One Night/ (1934) "лечебное" роуд-муви прошло через все мировое кино. Попутчиками героев бывали мужчины и женщины, бывали друзья и родственники, бывали просто смешные и по-настоящему сумасшедшие. Случай "Босиком по мостовой" /Barfuss/ (2005) с диагностированной девицей, сбежавшей из психушки, ведет ту же линию, что "Человек дождя" /Rain Man/ (1988), "День восьмой" /Huitieme jour, Le/ (1996) и "Принцесса и воин" /Krieger und die Kaiserin, Der/ (2000).
Тем не менее, фильм Тиля Швайгера вовсе не окончательно вторичен. Красавец-немец, гордость нации, известный миру как артист и менее известный как режиссер, сценарист и продюсер, прекрасно знает, что делает. Оттрубив в драчливых голливудских "ларах крофт" и "королях артурах", он приезжает домой в город Гамбург, в семью, где в 40 лет четверо детей от первой и единственной жены, все хорошо, и тут вполне может захотеться, чтоб другим тоже было неплохо. И Швайгер на свои деньги по собственному сценарию и с собой в главной роли снимает не то что "авторское", но "личное" кино. Его первый фильм шестилетней давности "Белый медведь" /Eisbar, Der/ (1998) был по тогдашней моде между Тарантино и Каурисмяки – бандюк бежал от бандитизма и от жизни, пока не добегался. Но и в той стандартной истории была чисто немецкая железная логика и чисто человеческие личные наблюдения. Кино Швайгера, во-первых, "утешительное", что привлекает девушек, во-вторых, "актерское", что гарантирует ритм (актеры без чувства ритма – не актеры).
Вот и "Босиком по мостовой", взяв надежный, популярный сюжет, как пьесу для антрепризы, расцвечивает его всем опытом и юмором, который накопился за отчетный период. С одной стороны, в фильме, как в пьесе – жестчайшие формулировки для любых поворотов. Девица (Йоханна Вокалек) не просто чокнутая, ее мама по каким-то причинам первых 19 лет жизни продержала в чуланчике, дома, безвыходно. Причины могут быть любые – ясно, что чокнутой была мама. Потом она умерла, и девицу, ни разу в жизни не ездившую в троллейбусе, не ходившую в магазин, вообще не видавшую других людей, тут же отправили в психушку и начали пичкать таблетками. Действительно, куда ж еще отправить и что ж еще с ней делать? Парень (Тиль Швайгер) – тоже не просто позор семьи. Когда на бирже труда он говорит: "Прежний хозяин был редкая сволочь", – сотрудник биржи так учит его жить: "Хотите иметь работу – учитесь ничего не замечать и держать язык за зубами". Потом и семья оказывается дай бог: мама в Шанели по линии "все, как у людей", отчим по линии "если ты такой умный, что же ты такой бедный", былая невеста по линии "уж замуж невтерпеж" и младший брат, как раз и женящийся ныне на этой невесте. И не нужно лишних штрихов, ясно, что для такой семьи позор – все, что не она. Когда парень не лижет отчима за его большие деньги, не ходит в Армани и не делает карьеру в Интернете, его дом – только тюрьма. Действительно, как его пустишь в семью без рекомендаций?
С другой стороны, каждый поворот оживляет масса забавных наблюдений за "жизнью врасплох" и непрестанно подмечаемых "психологических" деталей. И Швайгер уже свободен, чего оставить-чего выбросить, потому что всего уже много. Как девица пошла за парнем в вокзальный туалет – отдельный анекдот. И на свадьбе неплохо он запер в шкафу нимфоманку. И врачиха в финале раскалывается одним словом. Когда: "Я люблю… – Кого, меня?", – это "кого, меня" дорогого стоит. В наблюденные стандартные мотивы всеобщего отчуждения, жажды успеха и религии денег, приводящих к тому, что единственным местом, где от всего этого может спрятаться нормальный человек, оказывается психушка, фильм вносит все больше конкретных уточнений. Это и есть его цель – уточнение позиции, когда минимум слов объясняет максимум обстоятельств сегодняшнего социума.
Правда, будучи ровно "актерским" и "утешительным", фильм не может избежать ближе к финалу жгучего давления на слезу и чрезмерно любовного пафоса и звезд с неба не хватает, остается именно художественной поделкой с определенным уровнем профессии и ее рамок.
Но кому Тиль Швайгер симпатичен не только как интересный актер и красивый мужик, а еще как юморист по жизни при отсутствии полного пофигизма, смотреть очень даже можно.