Футбол, как и любой другой популярный вид спорта, регулярно притягивает внимание кинопродюсеров и становится темой для фильмов и сериалов. Как правило, плохих — с голливудском голом на последней секунде, счастливыми слезами и прочими «этот парень смог, и ты сможешь». Есть фильмы и сериалы о спорте пооригинальнее — не всегда вдохновляющие, зато более искренние.
«Сандерленд до гроба» — документальный сериал Netflix, сделанный компанией Fulwell 73. Она производит сериалы, клипы и даже снимает церемонию вручения «Грэмми». А ещё студия названа в часть футбольного клуба. На старом стадионе «Сандерленда» была трибуна Fulwell End, а 73 — это отсылка к году, когда «Сандерленд» в последний раз выигрывал трофей. Неудивительно, что именно эти ребята взялись снимать проект про футбольный клуб с не самой большой фан-базой.
В 2017 году «Сандерленд» вылетел из высшей английской лиги. Руководство ставит задачу: нужно хорошо провести сезон и вернуться в элиту. Фанаты «Сандерленда» из Fulwell 73 берут камеры и начинают документировать, как их любимая команда идёт к успеху. Всё, что происходит дальше, выглядит как пародия на «Рокки» — но с условием, что Рокки Бальбоа в финале фильма проигрывает бой. «Сандерленд» не только не смог вернуться в элиту, он опустился ещё ниже, в третью лигу. Футболисты попадают в скандалы, руководство судорожно увольняет и назначает тренеров, а болельщики ходят на матчи с ожиданием нового кошмара.
Сериал блестяще фиксирует связь футбольного клуба и города. В первой же сцене показана проповедь в местной церкви: священник говорит прихожанам, что нужно быть хорошими людьми, а потом предлагает помолиться за «Сандерленд». Бабушки, укутанные шарфами с клубной символикой, идею одобряют. Интересно наблюдать и за внутренними делами футбольного клуба — например, за эмоциями поваров и уборщиков, работающих в «Сандерленде» десятилетиями. Результаты команды напрямую влияют на их жизнь — вылет в другую лигу всегда ведёт к сокращению расходов, а терять источник заработка никто не хочет.
К слову, на первом сезоне всё не обрывается. Постепенно у «Сандерленда» дела поправились, руководство сменилось, но до возвращения в элиту далеко. Однако первый сезон всё ещё кажется лучшим — эталонная смесь трагедии и фарса.
В 2020 году актёры Райан Рейнольдс и Роб МакЭлхенни купили валлийский «Рексэм», игравший в пятой английской лиге — это самое дно профессионального футбола. Как стереотипные североамериканцы, актёры практически ничего не знают об особенностях спорта. Но их цель — поднять «Рексхэм» в элиту английского футбола.
Если «Сандерленд до гроба» — история непредсказуемая, то «Добро пожаловать в Рексэм» понятен с самого начала. Актёры вложили в клуб много денег, нашли для него спонсоров (на футболках красуется логотип американской компании HP, что немыслимо для команд такого уровня) — неудивительно, что дела у «Рексэма» идут в гору. Но увлекательнее следить не за делами команды, а за жизнью города. Население Рексэма и пригорода — меньше 65 тысяч человек. Когда в местную команду приходят деньги и повышенное внимание, то кажется, что меняется сам город. Сериал можно включать только из-за фактуры и валлийского языка.
Но есть у проекта и другая сторона: иногда раздражает переигрывание Рейнольдса и МакЭлхенни, которые делают вид, что совсем ничего не понимают в футболе, а также масса объяснений простых вещей — вплоть до правил. С другой стороны, для зрителя, который действительно не имеет представления об игре, это плюс.
Андрес Эскобар — колумбийский футболист, случайно забивший в ворота своей сборной на чемпионате мира 1994 года. Колумбия вылетела из турнира, а спустя 10 дней Эскобара убили. Убийца выпустил в него шесть пуль и после каждого выстрела кричал: «Гол!»
Ну а Пабло Эскобар — не только крупнейший в истории наркоторговец, но и большой фанат футбола. К середине 80-х он осознал, что политические амбиции (пост президента) нереализуемы, а потому сосредоточился на спорте. К тому моменту коллеги-конкуренты-наркобароны активно спонсировали местные клубы.
Документальный фильм «Два Эскобара» фиксирует связь между спортом, политикой и преступным миром в Колумбии через две биографии. Получается яркий срез эпохи, где мечты о спортивном успехе граничат с заказными убийствами и звериной жестокостью.
Несмотря на то что фильм описывает события давние, актуальность не теряется. В прошлом году преступная группировка похитила родителей колумбийского футболиста Луиса Диаса. Его мать освободили практически сразу, а отца держали в плену 12 дней.
1974 год. Тренер Брайан Клаф, работавший с бедными командами, получает приглашение от «Лидса» — сильнейшей команды Англии. Клаф с радостью берётся за дело. Он давно ненавидел Дона Реви, предыдущего тренера «Лидса», и теперь хочет доказать, что справится с его работой лучше. На первой же встрече Клаф объясняет игрокам, что они выигрывали чемпионаты нечестным образом, их прошлый тренер дурак, но сейчас всё изменится. Спустя 44 дня Клафа уволят.
Клаф, несомненно, один из величайших тренеров в истории Англии, однако на пик карьеры он вышел в «Ноттингеме Форесте», то есть после «Лидса». А вот 44 дня в «Лидсе» — это инструкция «Как поругаться с коллективом, друзьями и всем миром за пару дней, а потом делать вид, что всё можно исправить». Художественный фильм Тома Хупера (за свою следующую картину, «Король говорит», он получит «Оскар») балансирует между комедией о самовлюблённом гении и драмой о человеке, который взял на себя больше ответственности, чем способен вынести. Майкл Шин, играющий главную роль, прекрасен в обеих ипостасях.
Эдуард Бордуков был профессиональным легкоатлетом, а после завершения карьеры решил попробовать себя в кино. Художественный фильм «Коробка» — главная работа в его резюме. Получилась добрая (пусть иногда и поучительная) история, которая превращает спорт в средство решения конфликта.
Московские футболисты-любители ругаются с профессионалами из-за «коробки», на которую пришли чужаки. Чтобы разрешить спор, игроки решают провести матч за право играть на площадке. Любители уступают, но договариваются о реванше. В итоге предстоящий матч становится главным событием в жизни района.