Как за каждой картиной в галерее спрятана большая история ее создания, так и за каждым фильмом хранятся секреты его производства. «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки — один из главных хитов студии Ghibli, его производство заняло почти два года. Анимационная лента вышла в повторный прокат, в честь релиза в кинотеатрах рассказываем, зачем команда аниматоров летала в Европу и как на Хаяо Миядзаки повлиял шедевр советской анимации «Снежная королева».
На курьих ножках: как Миядзаки работал с оригинальным текстом и славянскими сказками?
Хотя фильм «Ходячий замок» основан на одноименной книге британской писательницы Дианы Уинн Джонс, Хаяо Миядзаки убрал несколько сюжетных линий и переписал образы героев: так, Хаул и Софи в оригинальном произведении постоянно подшучивали друг над другом и легко ругались, у Миядзаки же они только мило общаются. Это не первый случай переработки сюжета литературного первоисточника — Миядзаки, например, изменил историю «Ведьминой службы доставки» японки Эйко Кадоно, сделав из сборника небольших рассказов о повседневной жизни цельное повествование.
Сам замок Хаула отсылает к славянскому фольклору — дом передвигается на курьих ножках, как у избушки Бабы-Яги. Специально для библиотеки музея Ghibli Хаяо Миядзаки выбрал 400 книг и на 50 из них написал рецензии: в список вошли «Рассказы и сказки» Льва Толстого, «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака и другие российские или советские произведения. Сам персонаж Бабы-Яги появился у Миядзаки в короткометражной ленте «Мистер Тесто и Принцесса Яйцо», где главные герои Тесто и Яйцо убегают из дома ведьмы, а она их догоняет, летя в ступе.
Один из источников вдохновения «Ходячего замка» — это «Снежная королева» Ханса Кристиана Андерсена. Миядзаки не только читал сказку Андерсена, но и видел одноименный советский фильм Льва Атаманова: «Когда я посмотрел "Снежную королеву", обрадовался, что стал аниматором. Подумал, что нет более прекрасной работы, чем создание чудесных миров — нет, даже сама возможность подобного труда уже является большим счастьем». В «Снежной королеве» Миядзаки поразила плавность движений персонажей, напоминающая ему о балете (американскую анимацию режиссер сравнивал с мюзиклом). Влияние произведения Андерсена можно увидеть и в сюжете «Ходячего замка»: у датского писателя девочка Герда отправляется на Дальний Север, чтобы освободить друга Кая от чар Снежной королевы; у Хаяо Миядзаки Софи пытается не только снять с себя заклятие старости, но и помочь Хаулу освободиться от договора с демоном Кальцифером.
Европейское турне Ghibli в поисках вдохновения
Нормальная практика для анимационных студий — поездки и экспедиции, в рамках которых сотрудники компании изучают фактуру и детали культуры, чтобы потом точно воссоздать их в картине. В рамках подготовки к работе над «Ходячим замком» Хаяо Миядзаки с командой посетили Европу.
Во французских городах Кольмар и Эгисхайм, коммуне Губершвир и немецком Гейдельберге сохранились старинные постройки в стиле фахверк — их Миядзаки перенес на малую родину Софи, в поселение Маркет Чиппинг. Также в регионе Эльзас, где находится Кольмар, проходит линия Мажино, система военных укреплений с блиндажами и дотами — их внешний вид вошел в основу некоторых элементов замка Хаула. Париж и Лиссабон помогли режиссеру нарисовать столицу выдуманного государства Ингари Кингсбери и морской город Портхейвен. Пустоши в «Ходячем замке» — не полностью придуманное место, они списаны с каменистых плато группы ирландских островов Аран (кстати, один из них называется Инишмор, там проходили съемки драмы «Банши Инишерина» Мартина МакДоны).
Экскурс в историю: свет голландских живописцев
Не только архитектура европейских городов повлияла на визуальное решение фильма, но и картины европейских художников. В триптихе «Искушение святого Антония» нидерландца Иеронима Босха Хаяо Миядзаки особо заинтересовала центральная панель, в верхнем левом углу которой изображен горящий город, летающие вокруг него маленькие демоны-стрекозы и один большой дьявол с крыльями, несущий в руках лестницу — символ познания. Возможно, что план пылающего поселения не только вдохновил одну из сцен в «Ходячем замке», где Хаул борется с обратившимися в чудовищ магами, но и подтолкнул к дизайну волшебных тварей, крылья которых напоминают крылья стрекоз.
Более общий референс для всего фильма — полотна художника Яна Вермеера. Арт-директор «Ходячего замка» Йоджи Какешиге, отвечавший за внешний вид интерьеров, рассказал, что для точной передачи света внутри зданий фахверка он опирался именно на подход Вермеера. Отличительная черта полотен Яна Вермеера — большие окна, расположенные в левой части холста и пропускающие нежный белый свет. Влияние художника ярко выражено в сценах, посвященных работе Софи в шляпной мастерской, чьи окна расположены также в левой стороне кадра.
Не обошлось и без 3D-анимации
Хотя Хаяо Миядзаки — огромный сторонник традиционной рисованной анимации, даже в его фильмах присутствуют элементы компьютерной графики. Самый яркий — замок Хаула, который в некоторых сценах полностью анимирован с помощью технологии 3D. Творческая команда пошла на такой шаг, чтобы сэкономить человеческие ресурсы — замок состоит из нескольких частей, на отрисовку каждого кадра вручную ушло бы много времени. С помощью компьютера также нарисовали флаги на военных парадах, падающие с неба пропагандистские листовки, магические безделушки в комнате Хаула, крылья самолетов и многое другое.
И одна большая цифра.
Фильм состоит из 146 768 целлулоидных слайдов, каждый из которых нарисован вручную.
А с другой стороны, начинается он как волшебная сказочка, а далее есть много моментов, которые могут детей испугать (люди из черной жиди, превращение Хаула в пернатого демона). В этом смысле он мне не очень нравится
Если мы посмотрим буквально на любой шедевр, кино или живописи, мы найдём там много знакомого.
Но в зависимости от таланта творца, в итоге получается либо такой себе капустник, нарезка из кусочков того и сего, либо полноценное новое высказывание, самостоят...ельная творческая единица .
Излишне говорить, что Миядзаки относится ко второму типу.