"Дневник камикадзе" написал пожилой сценарист Володарский -- это понятно. Он и пресловутое письмо Герману написал. Когда "пора о душе подумать", то есть прошли времена, когда думать о ней было не пора, очень хочется оправдать все, что было когда-то сделано совершенно бездушно. Хотя бы в своих глазах хочется быть хорошим. Но что за экранизацию такого кривого зеркала взялся молодой режиссер Месхиев, недавно почти порадовавший "Механической сюитой"? Увидел в нем свое будущее? Откуда в нем такая уверенность, что любая и еще не наступившая старость -- всегда королевство кривых зеркал? С другой стороны, откуда такая неуверенность в уже взятых на себя прямых обязанностях режиссера?
В целом все говорят, что это "Володарский под Достоевского", только где же там Федор Михайлович? Он в первую очередь был цельная натура, а тут в ход пошло все, что под ногами валялось. Друг Марк (Николай Чиндяйкин) выясняет, что случилось с другом Вадимом (Сергей Шакуров) – примерно как Белкин про Сильвио выяснил в пушкинском "Выстреле", и это детектив. Друг Вадим перед смертью завел ценный дневник – как Печорин в лермонтовской "Княжне Мери", и это чистая лирика, вклинивающаяся в детектив "внутренним монологом" покойного Шакурова. Плюс к тому он завел его, вместо того чтоб исправить ошибки юности – как толстовский Нехлюдов из "Воскресения" не исправил их, переписывая из Библии христианские заповеди – и это мелодрама. Мелодрама разбавляет детектив, уже сдобренный "внутренним монологом", еще и ретроспекциями с участием совершенно других артистов, играющих "юных" Шакурова и Чиндяйкина. Но это еще не все.
Но тут уже просто волосы дыбом от битого стекла в морду. Речь давно идет не о трех парах треснутых очков на чьем-то носу, а о том, как отбиться от осколочного мельтешения. Носу-то хорошо: он себе хлюпает и хлюпает от жалости к себе же, а всем остальным приходится либо записаться в такие же Володарские (Месхиевы), либо начать задавать вопросы. Например, если старый мальчик Шакуров действительно был виноват во всех смертных грехах, какая разница, как он умер? Как говорится, собаке – собачья смерть. Дальше, какой на хрен друг Чиндяйкин, если нацелился на шакуровскую бабу? Конечным пунктом его расследований оказалась все та же постель Толстогановой. Это и есть "судьбы мира"? Наконец, братец-то Кузнецов перед кем изгаляется? На Гармаше с Чиндяйкиным ни сутаны, ни звезды шерифа, как и Шакуров в руках Апокалипсис не держал. Он ведь как чукча был в кадре – писатель, не читатель…