Отечественные фильмы ужасов – не такой частый гость на экранах наших кинотеатров
Отечественные фильмы ужасов – не такой частый гость на экранах наших кинотеатров. В то же время на Западе множество режиссеров проложили себе путь к блокбастерам, сняв микробюджетный хоррор с участием друзей и родных. Кто стоит между постановщиками российских фильмов ужасов и кинотеатрами? Как правильно пугать детей и взрослых? Что делают в мрачном жанре комедийные продюсеры? Обо всем этом и многом другом накануне старта проката картины «Пиковая дама: Черный обряд» мы поговорили со сценаристом и режиссером фильма Святославом Подгаевским.
– Для начала хотелось бы познакомить зрителей с автором одного из самых ярких отечественных фильмов ужасов последних лет «Пиковая дама». Кто такой Святослав Подгаевский? Почему он занялся кино? И почему выбрал именно хорроры?
– Прежде всего, я такой же увлеченный зритель, как и те, кто, надеюсь, придут смотреть наш фильм. Мой интерес к кино проснулся еще в подростковом возрасте, затем я не попал во ВГИК, но получил профильное образование в ГИТР, Институте телевидения и радиовещания. Сейчас этот вуз считается полностью телевизионным, но когда в нем учился я, у нас было много преподавателей, вышедших именно из киносреды, они более лояльно к кинематографу относились. Почему именно фильмы ужасов? С детства любил триллеры, хорроры, увлекался в подростковом возрасте фильмами Романа Полански и Джона Карпентера, всегда любил захватывающие истории, которые притягивают к экрану. Что-то такое хотел сделать и в своем первом фильме – несколько лет назад задумывал триллер с мрачными кровавыми убийствами. Увы, этот проект оказалось сложно запустить, продюсеры наши не готовы вкладываться в подобное жанровое кино. Хорроры – это соседняя категория, к которой некоторые продюсеры относятся лояльнее, видят в них потенциал, так что я плавно сместился в несколько другой пласт, тоже для меня очень привлекательный и интересный.
– Первым вашим опытом был фильм «Владение 18», который вышел сравнительно незаметно и был проигнорирован и зрителями, и критиками. Не хотелось все бросить после такого «первого блина»?
– Нет! Меня эта реакция, наоборот, распалила! У «Владения 18» была очень тяжелая судьба, это фильм, преодолевший целый ворох производственных проблем. В детали вдаваться не буду, но это чудо, что фильм все же вышел, а для меня – счастье, что этот дебют случился. Были там проблемы и со сценарием, его можно было доработать, но нам всем уже хотелось снимать, мы нашли деньги, что-то на коленке делали, выбились из всех графиков и бюджетов, но фильм выпустили. Главное – получили определенный опыт, который позволил мне взяться за «Пиковую даму».
– Для хоррора у вас необычный продюсерский состав…
– Нам очень повезло с продюсерами. Георгий Малков – человек, любящий кино, лояльный к новым идеям и не боящийся экспериментировать. Мы, признаюсь, встречались со многими продюсерами, в том числе и с очень именитыми, но большинство проявляли скепсис – у них есть схемы и жанры, которые работают, и рисковать они не хотят. Георгий же ищет развития. Это он стоял у истоков нынешнего бума комедий, теперь он двигается дальше, пока другие не спешат менять привычки.
– Насколько это продюсерское кино? Как Малков повлиял на конечный результат?
– Конечно, определенного продюсерского влияния сейчас режиссеру сложно избежать. Я не знаю, как Георгий работает на комедиях, наша совместная работа заключалась в том, что он задавал мне вопросы: «Почему этот герой так ведет себя? Откуда берется вот эта сюжетная линия? К чему приводят вот эти действия?» – и тем самым направлял нас, помогая избежать острых углов, переломов и сюжетных нестыковок. Навязывания с его стороны не было никакого, скорее Георгий наблюдал со стороны и давал отеческие советы.
– И «Владение 18», и «Пиковая дама» рассказывают о призраках. Почему именно это направление, а не, скажем, слэшеры или «найденные пленки»?
– Вы правы, в обоих своих фильмах я тяготел скорее к психологической составляющей фильмов ужасов, нашими ориентирами были j-хорроры. Популярные сейчас зомби-фильмы или слэшеры обычно оказываются существенно более дорогостоящими в производстве и при этом не слишком продуктивными в прокате – у хорроров и так не самая большая аудитория, и расчленять ее погружением в поджанры нам совсем не хотелось, хотелось сделать классический ужастик, рассчитанный на широкую аудиторию. Мне и самому как зрителю слэшеры не слишком интересны, я, например, очень долго не мог посмотреть ленту «У холмов есть глаза». Фильм, безусловно, очень крутой, но вся эта кровь – не совсем то, за что я люблю ужасы.
– А вообще следите за жанром?
– Сейчас стараюсь следить за жанровыми новинками, но и классику очень люблю. Я большой фанат ранних лент Романа Полански и Дарио Ардженто.
– Вернемся к фильму. Как удалось настолько органично вписать детей в свой фильм? Есть какой-то рецепт превращения детей в актеров?
– Рецепт прост – не делать различия между актерами-детьми и актерами-взрослыми. На съемочной площадке все личности, все работают в одной индустрии, все входят в команду. Дети меньше имеют навыков профессиональной игры, но зато они более открыты, более пластичны. Сложность тут совсем в другом – детей-актеров просто очень сложно найти. К нам на кастинг приходили юные актеры и из кинопроектов, и из сериалов, большинство из них скованы какими-то штампами, а живых детей осталось очень мало. На «Пиковой даме» мы работали с детьми как с полноценными актерами, ставили им задачу, они вживались в образ, понимали, с какими эмоциями их герой подходит к конкретной сцене. И часто у нас получалось неплохо, на мой взгляд.
– А что вообще было самым сложным в работе над фильмом?
– Будь в моем багаже десять фильмов, я бы что-то, наверное, сделал иначе, но сейчас некоторым жанровым штукам приходилось учиться на ходу. Если говорить об актерах, то у нас было много сцен, которые чисто физически было выполнить сложно. Мы их подвешивали, замораживали, выводили из душевного равновесия. И я восхищаюсь нашей Алиной, которая в свои 12 лет показала себя настоящим сформировавшимся взрослым человеком. Порой ей было очень трудно, иногда она стеснялась, иногда эмоций не хватало, под конец она сорвала голос, ее увозили на «скорой» в истощении, но Алина проявила невиданное рвение. Мне кажется, это очень перспективная девочка. Сереже Походаеву пришлось стоять под ледяной водой, когда мы снимали сцену в ванной. Горячую нельзя, запотеет камера сразу же – это тоже был маленький подвиг в кадре.
– Откуда появился такой образ Пиковой дамы? Это что-то из детства?
– В первых моих драфтах она выглядела как старуха, такая дама в строгом платье из XIX века, а-ля «Женщина в черном». Мы даже что-то попробовали снять, посмотрели, как это все будет выглядеть в кадре. Мне не очень понравилось, я решил ее осовременить чуть-чуть, тем более что старухи такие были и в «Астрале», и в других фильмах недавних. С нашим дизайнером мы изменили концепцию, она у нас стала лысой, хотели добавить еще кое-какие перемены в облик, но они просто оказались бы слишком трудоемкими и затратными. Прокатчики из компании «Вольга» настаивали на том, чтобы Даме была добавлена какая-то подвижность, мы украсили ее шевелящимися лохмотьями. Получился собирательный образ.
– Необычно в фильме показана Москва. Спальные районы теперь тоже пугают?
– Мы изначально задумывали снимать кино в декорациях старой Москвы где-нибудь в центре, но потом подумали, что новые районы ничуть не менее пугающими могут быть. Хотелось показать побольше панорам, подключить больше уличных сцен, но сжатый график не позволил нам развернуться. Снимали в Куркино и Зеленограде – у нас получился такой скандинавский пейзаж, одновременно узнаваемо российский и понятный любому европейцу.
– Глупо спрашивать, но доволен ли автор результатом?
– Я во многом доволен случившимся. Конечно, обладай я сегодняшними знаниями, я бы и сценарий подправил, и снимал бы что-то иначе, но в целом картина получилась такой, какой мы хотели ее видеть и могли ее сделать на тот момент времени.
– Вы сняли уже два фильма ужасов, но это по-прежнему капля в море выходящих российских фильмов. Почему этот жанр в Росси совсем не развит?
– У нас так индустрия устроена, что, дабы заработал какой-то жанр, нужно, чтобы выходило много фильмов этого направления. У нас в стране есть продюсеры, которые готовы рисковать, но в основном-то гонят комедии и военное кино, то, что проявило себя и дало прибыль. Когда первопроходцы пробьют себе дорогу, покажут приемлемый результат в прокате, набьют шишек, заработает жанр фильмов ужасов. Рынок перенасытился простым предсказуемым кино, сейчас все зависит от продюсеров-экспериментаторов, которые смогут открыть новые направления, интересные зрителю.
– И что же может сработать в России? Чем нужно пугать нашего зрителя?
– Мы с «Пиковой дамой» отталкивались от известной практически всем в нашей стране «страшилки», и таких «городских легенд», по которым в мире снимается много фильмов, у нас еще много. Но я надеюсь, что мы в России нащупаем какие-то свои оригинальные идеи для хорроров, появятся отечественные «девочки из “Звонка”», продиктованные нашей ментальностью, как тот же Вий, явление абсолютно родное, славянское. Все это случится, когда будут выходить новые и новые фильмы, лучше и лучше. Отойти от плохого хоррора можно, только снимая и снимая. Так что будем продолжать пугать зрителей и повышать свое мастерство от фильма к фильму.