Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Обзоры

Чудесные истории Уэса Андерсона: какими вышли короткометражки по рассказам Роальда Даля?

В конце сентября на Netflix вышли четыре короткометражные работы Уэса Андерсона, каждая — экранизация одного из рассказов Роальда Даля, с наследием которого режиссёр уже работал при постановке «Бесподобного мистера Фокса». Премьера первой из картин прошла в Каннах, остальные три были представлены сразу на стриминге. Рассказываем, одинаково ли они прекрасны и чем отличаются как друг от друга, так и от прочих работ автора.

Добавить в закладки
Чудесные истории Уэса Андерсона: какими вышли короткометражки по рассказам Роальда Даля?

Бенедикт Камбербэтч в роли Генри Шугара на кадре из короткометражного фильма «Чудесная история Генри Шугара»

Бенедикт Камбербэтч в роли Генри Шугара на кадре из короткометражного фильма «Чудесная история Генри Шугара»

Генри Шугар (Бенедикт Камбербэтч) — человек не плохой, но и не то чтобы хороший, праздный богач, заинтересовавшийся историей Имдада Хана (Бен Кингсли), человека, который мог видеть без глаз. Она захватила джентльмена настолько, что заставила изменить всю свою жизнь — сначала из корыстных целей, а затем и из более благородных.

Первая из четырёх короткометражек Уэса Андерсона по мотивам рассказов Роальда Даля — две истории по цене одной, её даже хочется переназвать как «Чудесная историю Генри Шугара, который прочитал чудесную историю Имдада Хана». Потому фильм и вдвое длиннее и будто бы вдвое ценнее прочих трёх. Традиционная эстетика кадра здесь берёт новые высоты, впрочем, что-то подобное пишут о каждой следующей работе режиссёра, а вот динамика уже существенно отличается от последних творений Андерсона, особенно от «Города астероидов», — фильм переполнен действием, ценна каждая секунда, нет ни одной длинноты.

Часто упрекаемый в излишнем формализме автор, кажется, и правда побуквенно переносит литературу на экран, но это тот случай, когда не стоит переиначивать первоисточник — рассказчик (вроде как сам Роальд Даль) в исполнении Райфа Файнса захватывает зрителя с первой же минуты, и его совершенно не нужно ни подгонять, ни просить что-либо разъяснить.

Формально Даля играет Файнс, но по факту на его месте, конечно, сам Уэс Андерсон, идеально подхватывающий литературную основу. Если открыть статью о Дале на Википедии, то там в первом же абзаце будет написано, что «рассказы автора знамениты неожиданными концовками, а его детские книги — черным юмором и отсутствием сентиментальности». Точно так же и от картин Андерсона создаётся полное впечатление, что они предназначены в первую очередь юным зрителям, хотя нарративы там совсем не детские: то «Отель "Гранд Будапешт"» рассказывает о зарождении фашизма, то «Город астероидов» — о холодной войне, то речь заходит ещё о чём-то пугающем. 

Историю же Генри Шугара и правда хочется назвать чудесной. Слишком вычурная и неправдоподобная, она возвращает зрителю не веру в человечество, а собственное детство. Добрая странная сказка, самая оптимистичная из четырёх короткометражек, она одновременно и выбивается из ряда, и задаёт тон всей коллекции.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Руперт Френд в роли рассказчика на кадре из короткометражного фильма «Лебедь»

Руперт Френд в роли рассказчика на кадре из короткометражного фильма «Лебедь»

Даром что в большинстве сборников Даля «Лебедь» и «Чудесная история Генри Шугара» следуют друг за другом, более интонационно разных рассказов, а значит, и короткометражек найти сложно. По сюжету, который в режиссёрском пересказе обретает четвертьчасовой хронометраж, над пятнадцатилетним пареньком Петером (Аса Дженнингс) непрерывно издеваются одноклассники. Его бьют, кладут под поезд, снова бьют, стреляют из ружья, заканчивается всё «Мальчиком у Христа на ёлке» Достоевского, ничего одновременно столь же и неожиданного, и разбивающего сердце придумать, кажется, нельзя.

Там, где у другого режиссёра непременно получилось бы если не пыточное порно, то эмоциональное уж точно, Андерсон в ежесекундно напоминающих о своей условности декорациях рассказывает в первую очередь историю о силе духа и несгибаемости характера перед лицом любых, даже самых ужасных обстоятельств.

Ричард Айоади на кадре из короткометражного фильма «Крысолов»

Ричард Айоади на кадре из короткометражного фильма «Крысолов»

Если первые два рассказа относились к одному и тому же сборнику Даля из конца 1970-х, то следующие были написаны где-то в начале 1950-х. Впрочем, все четыре очень разные, и интересно, почему Андерсон выбрал именно эти истории, а не какие-то другие, но на момент написания материала режиссёрских комментариев на сей счёт не поступало. 

В «Крысолове» наиболее сильно из всех четырёх короткометражек чувствуется магическая составляющая. Крысолов (Райф Файнс) слишком похож на крысу — неприятный, отталкивающий человек с диковатыми повадками, он, конечно, до конца остаётся homo sapiens, но ни малейших сомнений в том, что в душе это злобная голодная тварь, к финалу не остаётся. Выглядящий как явный одновременно и представитель, и предатель своих младших собратьев, он смакует все те несчастья, что собирается обрушить на их головы. Делает крысолов это с таким удовольствием, что в глазах двух вызвавших его клиентов (Ричард Айоади и Руперт Френд) становится неотличим от своих жертв.

Задумывавшийся как один из рассказов о британской глубинке 1940-х, «Крысолов» оборачивается чуть ли не фрагментом утраченного Макондо Андерсона-Даля – жуткого, будто заколдованного места, живущего по собственным, непонятным даже местным жителям законам, таящего опасность для каждого, кто туда заглянет.

Бенедикт Камбербэтч на кадре из короткометражного фильма «Яд»

Бенедикт Камбербэтч на кадре из короткометражного фильма «Яд»

Гарри Поуп (Бенедикт Камбербэтч) лежит в постели и обливается потом. Но дело не в жаркой индийской ночи, а в том, что где-то под простынёй, точно так же недвижимо, лежит ядовитая змея. Если её спугнуть или потревожить, она может укусить, и тогда Гарри умрёт. Соответственно, надо что-то сделать или с Гарри, или со змеёй, но и то и другое кажется одинаково опасным.

Являясь британской версией известного анекдота о шляпе и гадюшнике, «Яд» — самая забавная и необязательная из короткометражек цикла. Но режиссёрская изощрённость Андерсона и её превращает в триллер, раскрывающийся во всём своём великолепии только под конец пятнадцатиминутного хронометража, почти целиком отданного под спасение неблагодарного пациента. Действительно очень неожиданная концовка, как фильма в частности, так и цикла в целом. Впрочем, как почти и всегда у Даля. Идеальное совпадение литературного первоисточника с экранизацией.

Кадр из короткометражного фильма «Крысолов»

Кадр из короткометражного фильма «Крысолов»

Суммарный хронометраж четырёх работ за вычетом титров составляет чуть меньше полутора часов, как пусть короткий, но всё же полноценный полнометражный фильм. И даже если смотреть все короткие метры подряд в один день (а выходили они в разные — 27, 28, 29 и 30 сентября), то всё равно кажется, что вышло ужасно мало. С «Французским вестником», тоже сборником разных историй, которые Андерсон решил объединить в полнометражный фильм, эффект был противоположный — повествование казалось избыточным. 

Возможно, дело, конечно, в сценарной основе. А возможно, что в год, когда стиль Андерсона был окончательно растиражирован по социальным сетям и сымитирован каждым достаточно амбициозным SMMщиком, двадцатиминутные короткометражки просто гораздо более уместны. Так или иначе, Уэс Андерсон реабилитируется после двух не самых однозначных картин и двигается куда-то дальше, в одному ему известную сторону. Наверняка там всё очень ровно и красиво, никто никому не грубит, а любая смерть понарошку. 

Текст: Владимир Бурдыгин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?