Несколько недокрученная драма о неприятии однополой любви в Нью-Йорке середины прошлого века. Слишком сухая, направленная внутрь, замыкающаяся сама на себя – такое очень трудно полюбить
Нью-Йорк, начало 1950-х. Блистательная Кэрол Эйрд переживает тяжелый семейный кризис – муж относится к ней как к собственности, запрещая общаться с подругами и общими знакомыми. Единственной отдушиной для Кэрол становится ребенок, в поисках рождественского подарка которому женщина знакомится с юной эмигранткой Терез. Две женщины находят друг в друге нечто такое, что не замечал никто другой, и это делает их сначала лучшими подругами, а затем и любовницами. Порочные отношения не удается скрыть, и муж Кэрол использует однополую любовь своей супруги в качестве безотказного довода в судебной тяжбе о правах на ребенка. Кэрол должна решить, что ей дороже – собственное дитя или отношения, в которых она впервые почувствовала себя любимой.
Ловкостью рук российских прокатчиков каждый год накануне оскаровского уик-энда фильмы – номинанты на главную американскую кинонаграду начинают сыпаться, как из рога изобилия. Безусловно, это прекрасно – зритель может собственными глазами увидеть, кто претендует на призы, но, с другой стороны, предельная концентрация сложных драматических лент в прокатной сетке лишает картины воздуха. «Кэрол» Тодда Хейнса – кино, требующее взвешенного подхода, особенного настроения и пристального внимания к деталям. И, безусловно, место ему в том самом предрождественском, предновогоднем коротком отрезке, за который вспыхнули чувства главных героинь.
Удивительно, но для «Кэрол» действительно очень важно то, что действие первой части фильма разворачивается в канун главного мирового праздника. Рождественский дух и предчувствие обновления, приходящее со сменой календаря, наполняют сердца героинь особенной атмосферой, позволяющей взмыть над обыденностью. Две женщины ищут любви и находят ее не среди окружающих их мужчин, а друг в друге – это ли не сказка? Словно продолжая собственный фильм «Вдали от рая», Хейнс опять обращается к запретному, но демонстрирует не порочную сторону страсти, а ее облагораживающее действие, светлую сторону силы.
Просмотр «Кэрол» не раз и не два вызывает желания провести параллели с уже упомянутым «Вдали от рая», «Горбатой горой» или «Жизнью Адель», однако новая картина показывает гомосексуальную связь с несколько иного ракурса. Теперь Хейнс уже не концентрирует внимание на этом одностороннем движении, скорее своим фильмом он говорит, что интимная жизнь – любая, вне полов, возрастов и статусов – должна быть скрытой от чужих глаз территорией. Вход на эту территорию должен быть закрыт, а использование каких-то сведений о ней должно осуждаться обществом. В «Кэрол» основное внимание уделяется последствиям того, что факт влюбленности заглавной героини становится судебным доводом, и в какой-то степени такая драматическая коллизия вызывает интерес, но той же «Жизни Адель» «Кэрол» проигрывает существенно. Фильм Кешиша рвал жилы тоской девушки, потерявшей свою любовь, Хейнсу же чувства его героинь не так интересны. Да и с темой общественного порицания лента не справляется – куда сильнее бьет широко известная «Горбатая гора».
От этой недосказанности по всем направлениям «Кэрол» превращается в камерную зарисовку, этюд на двоих, и нужно быть очень внимательным к двум героиням, чтобы не растерять их настроение. «Кэрол» – кино не для зрителя, это зритель – корм для питающихся любовью персонажей картины. Поэтому просмотр картины – настоящий труд, далекий от всего остального, что предлагают обычно кинотеатры. И очень грустно, что подобный труд распределяется в прокатных планах неравномерно.
Раз уж прокат фильма приурочен к церемонии награждения призами Американской киноакадемии, то мы не станем уделять особое внимание работе двух ведущих актрис – и Кейт Бланшетт, и Руни Мара номинированы в главной актерской номинации, а значит, свою главную оценку они получат не от нас. Впрочем, отметим, что «Жасмин» Бланшетт удался куда лучше, но в женских номинациях на «Оскар» обычно случается недобор и полное непонимание, кого и за что награждать, поэтому третья статуэтка Бланшетт никого не удивит.
Что же касается картины в целом, то вполне справедливо, что в категории «лучший фильм» «Кэрол» номинацию не получила. Кино это добротное и сделанное с большим тщанием, но до звания шедевра ему не хватает слишком многого, почти по всем параметрам он недобирает чуть-чуть. На фоне прочих лент «Кэрол» возвышается, но не настолько, чтобы стать культовой лентой.
С 10 марта в кино.